Тезисы доклада А.Фурсенко по вопросу "Совершенствование механизмов формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения"
Опубликовано 12 декабря 2006Как и во всех странах нацеленных на технологическое развитие, в Российской Федерации мы ищем пути, как "породнить" ученых и бизнесменов. От этого союза ожидается экономический рост, формируется стремление осуществить новый прорыв. Перед нами стоит задача не только как поднять новую волну экономического роста, но и как придать ей высокотехнологичный характер.
Важнейшие инновационные проекты это инструмент отношений нового типа между наукой, государством и бизнесом: государственно-частное партнерство, где задача науки это новые разработки, миссия государства - комфортные условия, а роль бизнеса - материализация разработок. Такого рода проекты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленный на получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения. (Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613).
Важнейшие инновационные проекты государственного значения свою историю ведут с 2002 года, когда приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 г. N 22 "Об организации в Минпромнауки России работы по подготовке предложений по проектам (программам), имеющим особо важное государственное значение" были утверждены требования для отбора важнейших инновационных проектов (программ) и требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов. Статус важнейших инновационных проектов государственного значения был определен во время принятия решения об их организации двумя обстоятельствами:
масштабность, с точки зрения объема финансирования, который на два порядка превышал среднюю стоимость НИОКР;
значимость, то есть решение наиболее важных научно-производственных задач инновационного развития отдельных групп отраслей в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Первые государственные контракты на реализацию данных проектов были заключены весной 2003 года. Начиная с 2005 года, выполнение проектов осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники". За этот период инновационные проекты проявили себя как эффективный инструмент государственно-частного партнерства, их предварительные результаты подтвердили заинтересованность промышленности в отечественных научно-технических разработках и возможность взаимодействия между наукой, бизнесом и федеральными органами исполнительной власти.
В рамках каждого проекта реализуется цикл работ от создания перспективного инновационного продукта до освоения промышленного производства новой высокотехнологичной продукции и начала ее успешной реализации на рынке. Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес - сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.
Минобрнауки реализует 12 проектов общей стоимостью около 9 млрд. рублей (3,68 млрд. рублей - бюджетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд. рублей, начиная с 2006 года. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд. рублей, при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд. рублей.
Хотелось бы подчеркнуть, что данные важнейшие инновационные проекты государственного значения соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, рациональной природопользование, энергетика и энергосбережение, перспективные вооружения, военная и специальная техника, безопасность и противодействие терроризму.
Минпромэнерго реализует 5 проектов общей стоимостью 5,4 млрд. рублей, от вложенных бюджетных средств на сумму 1.9 млрд.рублей на сегодняшний день реализовано новой высокотехнологичной продукции в объеме 6.9 млрд. рублей. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции на 15.1 млрд. рублей без дополнительных бюджетных расходов.
Остановлюсь на нескольких примерах.
Важнейший инновационный проект государственного значения "Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения". (Головной исполнитель: ЗАО "Унихимтек" (г. Москва). Разработана технология и освоено серийное производство уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения нового поколения.
Данные материалы используются в атомной и тепловой энергетике, на железнодорожном транспорте, в транспортном машиностроении, авиакосмической и нефтегазовой отраслях, химической промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Важнейший инновационный проект государственного значения "Разработка технологий и освоение производства
приборов и оборудования для нанотехнологий". (Головной исполнитель: ЗАО "Нанотехнология МДТ" (г. Зеленоград). Разработана технология и освоено производство приборов и оборудования для нанотехнологий: оснащение предприятий и организаций, работающих в областях биотехнологии, нанодисперсных материалов, новых медицинских препаратов, центров нанотехнологий и зондовой микроскопии.
Данный проект имеет явно выраженную экспортную направленность. Приборы покупают страны ЕЭС, Юго-Восточной Азии и США.
Важнейший инновационный проект государственного значения "Создание технологий и освоение промышленного производства металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств". (Головной исполнитель: ФГУП "ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" (г. Санкт - Петербург). Освоены новые рецептуры высококачественных сталей и сварочных материалов в рамках импортозамещения, предназначенных для плавающих и стационарных нефтегазовых буровых платформ в экстремальных условиях шельфа Северных морей, морских трубопроводов высокого давления, арктических ледовых танкеров, строительных конструкций. Данные технологии имеют двойное назначение.
Важнейший инновационный проект государственного значения "Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции". (Головной исполнитель: ОАО "ОАО "НПК "Механобр-техника", г. Санкт - Петербург). На базе универсальной отечественной технологии разработаны комплектные линии для высокоэффективной энергосберегающей переработки пластмассовой тары, отходов лесозаготовки и деревообработки, строительного мусора и различных видов твердых бытовых отходов, включая стеклобой и автошины. Одним из объектов внедрения является строительство в Санкт-Петербург 2-й очереди мусороперерабатывающего завода.
Важнейший инновационный проект "Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200МВт". (Головной исполнитель - ОАО "Ленинградский Металлический завод", г.Санкт - Петербург). Конечным результатом выполнения работ явилось освоение производства, изготовление и поставка комплектного оборудования ПГУ-450 на Калининградскую ТЭЦ-2, проведение испытаний и передача в опытно промышленную эксплуатацию. Кроме того, освоение производства газотурбинной установки ГТЭ-160 для ПГУ-230 (ТЭС Банхида, Венгрия).
Успешный опыт создания первой отечественной парогазовой установки большой мощности ПГУ-450 на Калининградской ТЭЦ-2, совпавший по времени с разработкой РАО "ЕЭС России" концепции технического перевооружения энергетической отрасли, обратил внимание энергетиков страны на необходимость внедрения перспективных парогазовых технологий на базе отечественного оборудования. В результате заключены новые контракты на поставку ПГУ-450 на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21 Мосэнерго и на поставку ПГУ-325 на Ивановскую ГРЭС.
Но это интересные проекты Минпромэнерго и я хотел бы, чтобы Виктор Борисович сам рассказал о них.
Сводная информация о ходе выполнения важнейших инновационных проектов государственного значения приведена в имеющихся у вас материалах.
Хотел бы остановиться еще на одном проекте, в реализации которого у нас возникли проблемы:
Важнейший инновационный проект государственного значения "Создание и организация серийного производства высокоэффективного экологически чистого унифицированного газогенератора для ряда газотурбинных двигателей мощностью 2,5-5-7,5-10 МВт и газотурбинного двигателя мощностью 2,5 МВт на его основе для привода электрогенератора". Головной исполнитель: ООО "Научно-Инженерный Центр "Керамические Тепловые Двигатели им. А.М. Бойко" (г. Санкт - Петербург). Реализация проекта предполагала переход на новый уровень технологии промышленного изготовления газотурбинного, двигателя, занятие ведущей позиции на рынке оборудования для перекачки топлива по магистральным газопроводам, электроэнергетики, транспорта. Контракт расторгнут в июле 2006 года из-за несоблюдения Исполнителем условий контракта: то есть не поступала внебюджетная составляющая финансового обеспечения проекта. Всем остальным требованиям, предъявляемым к ВИП проектам и, в первую очередь, технологической значимости, данный проект соответствовал.
Подобные вопросы заставили нас проанализировать пути совершенствования подходов к отбору и реализации важнейших инновационных проектов, о чем я остановлюсь ниже поподробнее
В результате трехлетней практической деятельности по реализации важнейших инновационных проектов получен положительный опыт нового государственного подхода к организации инновационной деятельности, в том числе:
разработаны принципы и механизмы согласования интересов государства и бизнеса при реализации инновационных проектов;
апробированы схемы объединения разнородных, в том числе финансовых, ресурсов государства и бизнеса, необходимых для реализации инновационных проектов;
разработаны принципы и процедуры индикативного контроля и управления ходом реализации инновационных проектов.
Если еще вчера менеджер и ученый стояли на разных берегах, то сегодня они садятся в одну лодку, они стали партнерами, они - взаимозависимы. Но таких союзов мало. Они появляются только в инновационных проектах.
В настоящее время Минобрнауки приступило к реализации Федеральной целевой программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613.
Здесь общий объем финансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять около одного млрд. рублей (это более масштабные цифры, чем мы имели ранее), при этом объем внебюджетного софинансирования проектов должен составлять не менее 60 процентов общего объема финансирования проекта. Продолжительность реализации проекта составляет не более 4 лет. Мы не исключаем возможность участия зарубежных высокотехнологичных компаний в подобных проектах. Инновационная система предполагает непременное присутствие в стране иностранных компаний, и, что еще более важно, национальных - по всему миру.
В соответствии с условиями государственного контракта исполнители проекта обязаны после его окончания обеспечить ежегодное 5-кратное превышение объемов продаж созданной новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции относительно затраченных на проект бюджетных средств.
Индикаторами выполнения являются:
объем новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
объем экспорта новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции, произведенной в результате реализации проектов;
число новых рабочих мест, созданных в рамках реализации проектов, для высококвалифицированных работников;
число внедренных в экономику передовых технологий;
число патентов (в том числе международных) на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения проектов.
Таким образом, будет осуществлена и уже осуществляется полноценная коммерциализация научно-технических результатов и обеспечен рост производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции.
В ФЦП на 2007 - 2012 годы приведены критерии отбора инновационных проектов, а также регламентированы процедуры их отбора и реализации.
Научно-технологической основой и связующим звеном между поисковыми НИР и важнейшими инновационными проектами являются комплексные проекты, обеспечивающие использование результатов исследований при разработке передовых технологий, обладающих значительным потенциалом коммерческого использования. Срок реализации комплексного проекта 2 - 3 года, объем финансирования за счет средств федерального бюджета 50 - 100 млн.рублей в год, доля средств внебюджетных источников - не менее 25% от общего объема. Уже в рамках этого этапа фиксируются обязательства исполнителей по вовлечению результатов исследований в хозяйственный оборот. Предусмотрены расходы на патентование, разработку необходимых бизнес-планов.
В настоящее время реализуются в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологий и техники в Российской Федерации 60 таких проектов на общую сумму 4.9 млрд. рублей (бюджетная составляющая - 3,8 млрд. рублей).
Анализ накопленного опыта реализации важнейших инновационных проектов государственного значения позволяет определить основные направления совершенствования этого инструмента государственно-частного партнерства в сфере развития наукоемких технологий и высокотехнологичных отраслей промышленности.
1. Одним из принципиальных отличий инновационных проектов от всех других НИОКР, финансируемых по линии ФЦП, является изначально спланированный особый порядок их формирования, реализация которого имеет свои особенности. В соответствии с законодательством, регламентирующим конкурсные процедуры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд предусматривается, что:
государственный заказчик в госконтракте должен указать количество поставляемого товара, объем выполняемых работ;
государственному заказчику запрещается участвовать в определении состава и содержания работ по проекту;
какая-либо возможность корректировки государственным заказчиком поступившего на конкурс проектного предложения не предусмотрена.
В случае с инновационными проектами государство призвано выступать в качестве соинвестора, осуществляющего отбор, как объекта инвестиций, так и инвестиционного партнера. Речь идет не столько об отборе исполнителя для выполнения НИОКР, сколько о выборе партнера - соинвестора, который фактически должен выступать созаказчиком проекта. С частью этих проблем сталкиваются при размещении оборонного заказа, в особенности предполагающего создание технологий и образцов двойного назначения.
2. Практический опыт финансирования важнейших инновационных проектов государственного значения показал, что в ходе их реализации возникает ряд проблем налогового характера, негативным образом влияющего на эффективность данного инструмента государственно-частного партнерства, в том числе в части, касающейся привлечения внебюджетных источников финансирования. Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая, статья 262, пункт 4) затраты инициатора инновационного проекта на НИОКР, произведенные за счет собственных средств, не вычитаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в отличие от ситуации, когда он осуществляет такие же расходы по собственной инициативе, не имея соответствующего государственного контракта. Тем самым инициатор важнейшего инновационного проекта государственного значения при участии в его реализации оказывается в менее выгодных условиях, чем любая другая организация, финансирующая НИОКР для собственных нужд вне данного инструмента государственно-частного партнерства. Конечно, исполнители находят выход из ситуации, но вместе с тем, было бы целесообразным избавить их от этой необходимости.
3. Другой немаловажной проблемой, возникающей в процессе реализации инновационных проектов, является распоряжение имуществом в виде специального оборудования необходимого для проведения НИОКР (испытательные стенды, опытно-промышленные установки, технологическое оборудование для создания опытных образов и др.), приобретенного за счет бюджетных средств или объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Процедура передача указанного специального оборудования по окончании срока действия государственного контракта в оперативное управление (хозяйственное ведение) этому исполнителю или какой-либо находящейся в ведении государственного заказчика организации чрезмерно обременительна (проведение инвентаризации, постановка на учет, оформление передаточных актов и др.) и возможна лишь через Росимущество, как это предусмотрено пунктом 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. N 691. Все это вполне осуществимо, но обременительно, так как основной объем таких мероприятий приходится на конец года.
4. Принципиальным моментом в процессе реализации инновационного проекта является ответственность его головного исполнителя перед государством за выполнение обязательств, связанных с масштабами коммерциализации (объемами продаж) продукции по проекту, которые должны не менее чем в пять раз превысить к установленному сроку размеры предоставленного бюджетного финансирования. Несмотря на наличие в каждом государственном контракте статьи о применении к головному исполнителю проекта соразмерных штрафных санкций за невыполнение взятых им коммерческих обязательств, эта норма в настоящее время даже теоретически не применима. Ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни соответствующие нормативные правовые акты Минфина России такого вида поступлений в доходную часть федерального бюджета не предусматривают. Это, в свою очередь, исключает возможность добиться на практике реализации соответствующего судебного решения. Это касается общей системы отношений государственного заказчика и исполнителя работ, в том числе и при государственном оборонном заказе.
5. Важнейшие инновационные проекты, учитывая их значимость и предназначение, должны являться технологической основой практической деятельности, направленной на выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции, то есть соответствовать требованиям, предъявляемым к единым технологиям в части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Базисом важнейших инновационных проектов и единой технологии является составляющая единый технологический замысел совокупность изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и других результатов интеллектуальной деятельности. Права на технологию и эти результаты, получаемые в процессе реализации проекта, становятся товаром, этот товар надо оценивать с рыночной точки зрения и быть готовым его защищать. Одним из ключевых моментов становится механизм оборота результатов интеллектуальной деятельности и реализация возможностей, предоставляемых Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством об интеллектуальной собственности, в части, касающейся распределения прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные при реализации проектов, между всеми участниками проекта: создателями интеллектуального продукта и инвесторами процесса создания интеллектуальной собственности (государственным заказчиком, исполнителями проекта, инвестором).
6. Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" не предусматривает мониторинга важнейших инновационных проектов (исключение мониторинга явилось одним из условий согласования ФЦП Минфином России). В связи с этим в целях обеспечения объективности и независимости экспертизы, повышения коммерческой привлекательности результатов научно-технической деятельности (технологий) для предварительного отбора их в качестве инновационных проектов критерии отбора должны совершенствоваться.
Хотелось бы подчеркнуть, что при реализации особо сложных проектов, в том числе по линии государственного оборонного заказа, государственный заказчик всегда привлекал подведомственные специализированные организации, которые занимались оценкой хода реализации проекта и непосредственно помогали принимать участие в управлении этими проектами.
Упомянутые проблемы вызваны тем, что существующая контрактная система не предусматривает наличие такого института, как государственно-частное партнерство.
Имеются различные пути решения этих проблем, один из них - разработка изменений федерального законодательства, регламентирующего конкурсные процедуры закупок товаров и услуг для государственных нужд, с учетом специфики отношений, складывающихся при отборе и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения. Такая договоренность с Минэкономразвития в рабочем порядке достигнута.
В заключение хотел бы остановиться на наших планах. Прежде всего, с целью дальнейшего совершенствования механизма формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения мы намерены разработать систему определения потенциальной коммерческой привлекательности результатов научно-технической деятельности (технологий) для их рассмотрения в качестве инновационных проектов и многокритериальной оценки важнейших инновационных проектов государственного значения (оценки полного прироста ВВП от реализации конкретного инновационного проекта).
После принятия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации будем готовить предложения по разработке проекта федерального закона "О передаче федеральных технологий" и трех проектов постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на внедрение единых технологий, в том числе по порядку управления, возмездной и безвозмездной передачи принадлежащих Российской Федерации прав на единую технологию.
Справочно. В главе 77 "Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии" проекта части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации единая технология определяется (статья 1552), как технология, которая включает в том или ином сочетании изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности. В состав важнейшего инновационного проекта могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности (информация, технические данные и другое).
Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения нами связывается с формированием новых рынков высокотехнологичной продукции в таких сферах, как экология, здравоохранение, безопасность и других, являющихся сферой ответственности государства.
Все предлагаемые меры будут в полной мере востребованы при условии создания реальной конкуренции и заинтересованности промышленности в снижении издержек, прежде всего за счет выпуска продукции нового качества. Именно это условие позволит нефтяным компаниям внедрять катализаторы нового поколения, энергетические компании будут искать передовые энергосберегающие технологии и многое другое. Такое возможно только при способности государственных структур, исследовательских институтов, университетов и частных компаний тесно сотрудничать. Такого рода условия являются приоритетными в области наших дальнейших макроэкономических решений.
Спасибо за внимание.
По материалам сайта Минобрнауки РФ.