Образовательная вертикаль
Опубликовано 19 января 2007В четверг, накануне обсуждения в Государственной думе во втором чтении закона об образовании, в Москве прошла пресс-конференция, посвященная таким актуальным и неоднозначным вопросам, как роль государственных институтов в стратегии развития образовательной отрасли. Участники пресс-раута говорили и о других наболевших проблемах российской средней и высшей школы: о полноценном включение нашей стран в Болонский процесс, об отношении к Единому государственному экзамену. Но, в основном, они критиковали власти, нежели стремились вникнуть в проблемы, стоящие перед государством на пути реформирования системы образования.
Встреча с журналистами состоялась по инициативе заместителя председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Алексея Чернышева и доктора педагогических наук, профессора Вадима Аванесова, которые, по их собственным словам, "пытаются в очередной раз достучаться до власти и общественности и объяснить необходимость изменения государственной стратегии в области образования". Как сказал Чернышев, "сфера образования в большей или меньшей степени всегда была объектом идеологического и пропагандистского влияния". "Сегодня российское образование стало политикой, - считает депутат. - И от того, какие политические приоритеты будут выбраны, зависит и то, каким образом будет использоваться образовательная модель. Либо она будет играть на защиту национальных интересов или же, наоборот, разрушит сложившееся социально-культурное пространство". Он также считает, что "принятая за образец Болонская система образования применительно к российским реалиям превратилась в некий "винегрет", в котором перемешаны американская, французская и английская модели, что в сухом остатке приводит к унификации процесса образования и отсутствию формирования в школах критически мыслящих личностей".
Выступавшего полностью поддерживает главный редактор журнала "Педагогические измерения" профессор Вадим Аванесов, уверенный, что "нынешняя образовательная политика есть не что иное, как попытка построить вертикаль власти в образовании". Он обеспокоен тем, что отсутствие образовательной стратегии и бесконечное педалирование темы Единого госэкзамена "уводит российское образование на обочину мира". Профессор считает, что у ЕГЭ гораздо больше недостатков, чем достоинств, что он "очень противоречив, ненаучен, недемократичен и с его помощью невозможно измерить уровень подготовки слабого и сильного ученика. Зато возможна фальсификация результатов тестирования, очковтирательство и коррупция".
Известный противник Единого госэкзамена, г-н Чернышев также убежден, что ЕГЭ не уравнивает детей в возможностях поступления в престижные вузы, а ведет к начетничеству, натаскиванию и дальнейшему развитию коррупции. "Мы сами придумали моду на высшее образование, дипломы покупают почти в открытую, но нужны ли нам такие специалисты с высшим образованием и в таком количестве", - недоумевает депутат. По его словам, "треть грузчиков в гипермаркетах, построенных вдоль МКАД, имеют высшее образование, что, безусловно, приятно руководству магазинов, но совершенно невыгодно государству".
Говоря о реформе образования, депутат заявил: "Прежде всего школа должна обрести достойного по зарплате учителя, а уже потом - интернет и спутниковые антенны, но никак не наоборот". И г-н Чернышев, и г-н Аванесов считают, что "сегодня Единый госэкзамен уже почти стал неизбежностью, его противники, в том числе и ректора многих вузов, почти смирились, но, тем не менее, в обществе зреет недовольство, и в регионах уже ищут пути в обход системы с ЕГЭ". Выход из сложившейся ситуации они видят в том, что "ЕГЭ должен превратиться в обычный тест для выявления среза знаний и перестать считаться оценкой фундаментальных знаний учащегося". По мысли заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке, "следует вообще отменить выпускные экзамены в школе, а вступительные экзамены в вуз заменить собеседованием".
"Абитуриента надо оценивать по всей совокупности навыков: аттестат, победа в олимпиадах, рекомендации, итог психологических, творческих, интеллектуальных тестов, - считает г-н Чернышов. - Именно по такому портфолио профессора вузов должны оценивать и выбирать лучших". Таким образом, считают устроители пресс-конференции, и "будет создан естественный механизм, когда коррумпированность уменьшится не сама собой или из-под палки власть предержащих, а с помощью естественных регуляторов, созданных государством и поддерживаемых обществом".
Наталья Елисеева. Страна.Ru