Вузы вступают в новый эксперимент: студентам предоставят кредиты на получение высшего образования
Опубликовано 22 марта 2007На прошлой неделе представители Федеральной антимонопольной службы, министерства образования и науки, государственных и негосударственных вузов, а также банковского сектора обсуждали перспективы очередного эксперимента в сфере образования, на этот раз по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию.
Похоже, экспериментальные программы – одна из перспектив, от которой российскому образованию уже не отвертеться. Не успели утихнуть споры по целесообразности применения в российских школах единого государственного экзамена, как в министерстве образования и науки заговорили о реализации нового глобального проекта – по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентов высшего профессионального образования. В минувший четверг на заседании «круглого стола» в конференц-зале Федеральной антимонопольной службы заместитель директора Департамента государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Наталья Третьяк заявила, что уже разработана концепция новой программы, которую даже успело одобрить правительство. «Суть программы заключается в том, что студенты высших учебных заведений будут получать поддержку в виде кредитов на повышение профессионального образования и на сопутствующие расходы – проезд до места учебы, проживание, обеспечение учебниками, а также на дополнительные образовательные услуги, в частности, на изучение дисциплин, не входящих в традиционные вузовские программы, - пояснила Наталья Третьяк. - Кредитная ставка не должна превышать установленные правительством проценты. Единственная форма обеспечения кредита – поручительство, причем поручителем может выступать любое юридическое лицо, существующее не менее трех лет и имеющее устойчивую хозяйственную деятельность. Предусматривается также отсрочка в погашении кредита и возможность досрочного погашения. Отбор банков, предоставляющих образовательный кредит, не предполагается». Наталья Третьяк также сообщила, что господдержка будет оказываться в форме погашения не более 10% от основной суммы кредита поручителю. Ответственность перед банком за непогашение студентом своего кредита будет нести поручитель. В случае непогашение кредита по условиям эксперимента поручитель вправе предъявить уполномоченному органу РФ требование о погашении не более 10% кредита за счет бюджета. Отбор вузов для участия в эксперименте будет проводить Министерство образования и науки РФ, основным критерием отбора должен стать конкурс при поступлении и процент трудоустройства выпускников конкретного вуза на производство.
«В Москве и Питере рынок образовательных услуг находится в перегретом состоянии»
Серьезные возражения по поводу концепции программы нашлись у Федеральной антимонопольной службы России. По словам начальника Управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС РФ Тимофея Нижегородцева, «намечающиеся рейтингования вузов - это индустрия, основанная на различных методиках измерений, целью которых является получение кредитов. Таким образом, проводя отбор «достойнейших из достойных», государство может оказаться в двусмысленной ситуации, поскольку главный из предложенных критериев попадания в программу - отчетность по трудоустройству выпускников имеет налет субъективности и маркетологического осадка. По мнению ФАС, вузы будут бороться за студентов, и использовать все возможности для влияния на результаты рейтингов. «Либо должна быть использована какая-то другая, но институциональная схема, которая бы позволила на основе прозрачности и адекватности результатов оценить весь рынок и его участников, - предложил Тимофей Нижегородцев. - Либо, к участию в программе должны допускаться все вузы, имеющие лицензирование и аккредитацию. Кроме того, у нас есть опасения, что в Москве и Санкт-Петербурге, где функционируют вузы с наиболее высокой рейтинговой оценкой, рынок образовательных услуг находится в перегретом состоянии . В последние два года стоимость образования там выросла на 40 процентов! Направление дополнительных денег именно в эти вузы приведет к дальнейшему повышению стоимости обучения и увеличит затраты по программе в целом».
Конструктивное обсуждение приобрело характер жестких споров, как только к микрофону пробились ректоры высших учебных заведений. Даже не возражение, а возмущение и негодование по поводу критериев отбора университетов и институтов звучали от представителей вузовского сообщества. «Я не понимаю критериев, о которых мы говорим, - заявил Ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов. - Есть четкие и ясные, например, олимпиады. Мы три года занимаем призовые места на олимпиадах по программированию. Это как-то решает проблему? Нет! Мы – единственная структура России, которая имеет статус доверительства партнера Microsoft. Качество говорит само за себя. Но этого абсолютно недостаточно для того, чтобы хоть один негосударственный вуз был включен в эксперимент...»
«Поедем хоть в Хабаровск»
Дальше – больше… Смешались воедино обиды негосударственных вузов, условия аккредитации, европейский опыт кредитования, процент невозвратов, функции государства, заботы о талантливых абитуриентах из российской глубинки и так далее. Сколько людей, столько и мнений. Но, как справедливо заметила заместитель директора Департамента государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Наталья Третьяк, пока никто не сможет четко сказать, как будет работать эксперимент на практике, принесет ли он положительные результаты и будет ли впоследствии применяться на территории всей России как программа, реализуемая в рамках национального проекта «Образование». Главное, что цели проект имеет самые что ни на есть благородные – определяемые как «один из путей повышения доступности качественного профессионального образования для граждан с разным уровнем достатка». Об этом на заседании «круглого стола» говорил и представитель бизнеса, генеральный директор ООО «Крейн» Михаил Матросов, уже три с половиной года предоставляющий образовательные кредиты 18-ти вузам Москвы и Санкт-Петербурга. «Дискредитировать идею государственного образовательного кредита очень просто, - считает Михаил Матросов. - Говоря об общем, первом высшем образовании, мы имеем чрезвычайно высокие риски для бизнеса. Бизнес будет вкладывать деньги не туда, куда ему скажет государство, а туда, где он найдет с государством компромисс, бизнесу нужно возвратить свои 300-400 млн. долл., которые будут инвестированы за срок эксперимента. И поэтому, на мой взгляд, первый критерий отбора вузов, это максимально высокий процент возвратности кредитов, то есть востребованность выпускника на рынке труда, и высокий уровень его оплаты. Государство вправе диктовать свои условия, но они должны касаться, в первую очередь, территориального признака: преференции должны отдаваться не только столице, поскольку в каждом федеральном округе найдутся несколько вузов, которые обеспечивают успешное трудоустройство своих выпускников. Сегодня нам комфортнее работать в Москве и Санкт-Петербурге, но если государство создаст определенные условия, мы поедем в Хабаровск и в другие регионы, но работать со всей тысячей вузов, которые зарегистрированы и имеют право на существование, бизнес не будет».
Какую же программу в итоге будет утверждать правительство РФ в начале апреля? Сколько и какие вузы, смогут участвовать в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов? Пока вопросов больше чем ответов, но по главной причине споров представители Министерства образования и науки РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, вузовского сообщества и банковского сектора все же нашли компромисс: предполагается предоставить право на участие в эксперименте государственным и негосударственным высшим учебным заведениям, имеющим лицензирование и аккредитацию сроком на пять лет. Впрочем, дискуссия еще продолжается…
Наталья Быкова. Национальный информационный центр по науке и инновациям.