Болонская азбука
Опубликовано 26 марта 2007МН НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - СПУТКИН 50. Сложности внедрения европейского образовательного стандарта беспокоят всех, кроме чиновников.
На днях Российское правительство одобрило представленный Минобрнауки проект закона о переходе на двухуровневую систему высшего образования по схеме "бакалавр + магистр". Как известно, эти новые для наших вузов учебные степени характерны для Европы и оговорены Болонской декларацией. Стала ли теперь Россия фактической участницей Болонского процесса и как его понимают в нашей стране?
Непреходящая со времен Петра Великого любовь России ко всему иностранному обрела максимальную крепость в постсоветском обществе. Истосковавшись не только по дефицитным импортным товарам, но и по западным идеям, мы принялись завозить их с такой скоростью, что даже не подумали о том, что нужно проверять их пригодность для нашего общества. В результате нам продали не только залежавшиеся товары, но и залежавшиеся советы. И если в начале перестройки наши государственные чиновники все-таки доводили эти советы до сведения народа еще до внедрения их в жизнь, то теперь Россия обустраивается с командных высот. Вот так посмотрели в начале 90-х на объединявшуюся Европу, которая потихоньку занялась унификацией своих разнородных образовательных систем, и на всякий случай решили произвести реформы образования и в своем отечестве. Поскольку европейское - значит отличное.
И вот уже практически каждый житель России наслышан о Болонском процессе. А что за процесс такой - никто точно не знает, потому что никто нам о нем толком не рассказывает. Поэтому предлагаю вместе прочесть Болонскую декларацию, давшую название этому процессу, и подумать, куда мы идем и зачем это нужно нам и Европе.
Территория для продвижения?
В совместной Декларации министров образования 29 европейских государств, подписанной 19 июня 1999 г. в Болонье, сказано, что основной целью Болонского процесса является создание Зоны европейского высшего образования и продвижение европейской системы высшего образования по всему миру. "Мы должны, в частности, рассмотреть цель увеличения международной конкурентоспособности европейской системы образования. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям..." - отмечено в Декларации. Россия не значится среди стран, подписавших эту Декларацию, хотя уже в мае 2005 г. на конференции министров образования европейских стран в Бергене она считалась одной из 45 стран - участниц Болонского процесса. До сих пор не ясно, признана ли Россия страной с европейской системой образования или нас считают перспективной территорией для продвижения этой модели.
Какой должна быть цель России в этом процессе? Российская система образования является европейской - в том смысле, что она основана в восемнадцатом веке на модели немецких университетов. Совершенствование структуры нашего образования фактически закончилось в 30-е годы двадцатого века, когда была создана полная система ученых степеней. Кстати, немалую роль в формировании и укреплении нашей образовательной системы всегда играла Российская академия наук.
В Европе же относительно стабильная и успешная система образования существует лишь в Англии, Германии и Франции, что подтверждается уровнем развития науки в этих странах относительно остальной Европы. И все же Болонский процесс основан на британско-американской, а не французской или немецкой схеме. Почему? Наверное, в условиях глобальной рыночной экономики эта модель оказалась наиболее коммерчески успешной: в США высшее образование платное, а объединенная Европа в области науки и образования конкурирует именно со Штатами, где большая часть специалистов с высшим образованием имеет лишь диплом бакалавра. В самом деле, в США многие медики имеют лишь неполное медицинское образование из-за его дороговизны. Практикующих врачей там гораздо меньше, чем фельдшеров, медсестер и акушерок. Значит, наибольшим спросом пользуется трехлетний цикл высшего образования благодаря его относительной дешевизне и наличию спроса на таких специалистов.
Pro и contra
В чем заключаются преимущества традиционной российской системы образования? Во-первых, в фундаментальности обучения, когда прочные основы знаний и умение их постигать, работая над собой, закладывались еще в школьные годы. Во-вторых, наши школьники рано заканчивают среднее образование - в 17 лет, в то время как в Европе - в 19-20. В-третьих, в российских вузах все еще существуют (хотя в большинстве из них скоро будут отменены) вступительные экзамены, которые гарантируют определенный минимальный уровень подготовки первокурсников. Наконец, в наших вузах срок обучения твердо установлен и не превышает шести лет, а за неуспеваемость студентов пока еще отчисляют. Все эти четыре пункта при соблюдении этических норм гарантируют высокое качество "продукта", что доказано успехами подготовленных у нас в дореформенное время специалистов, заполонивших сегодня как Европу, так и Америку.
Что же касается недостатков, то в настоящее время главным является бедность, не позволяющая работать на современном оборудовании и пользоваться в достаточном количестве учебной и научной литературой из-за ее отсутствия и дороговизны. Второй заключается в недостаточном осознании школьниками и студентами собственной значимости по сравнению с их зарубежными сверстниками и коллегами. Третий, прямо связанный со вторым, - все еще плохое качество обучения иностранным языкам.
Очевидно, что целью России в Болонском процессе должно стать сохранение своих преимуществ и преодоление с его помощью своих недостатков. Как это можно сделать?
Мобильность для избранных
Заявлено, что глобальная стратегия Болонского процесса - создание Зоны европейского высшего образования - должна осуществляться путем выполнения более мелких тактических задач. Одна из них - "...принятие системы, основанной... на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или доктора, как это принято во многих европейских странах..."
Однако введение у нас степеней бакалавра и магистра вряд ли поможет массовому трудоустройству у нас европейских обладателей этих степеней из-за более низкого уровня зарплаты. К тому же наш рынок европейским пока не считается. Разве только глобальное потепление вызовет массовое переселение европейцев в Россию. Но для наших студентов введение промежуточных степеней может сослужить хорошую службу в качестве средства улучшения своих образовательных возможностей. Отлично успевающие бакалавры из провинциальных вузов могут продолжить образование в магистратуре сильных и богатых российских или европейских университетов. В ведущих российских вузах, например, в МГУ, эта возможность уже реализуется.
Что касается европейских университетов, то пока немногие наши студенты ею пользуются из-за отсутствия информации и сложности реализации этой возможности. Упростить дорогу нашим студентам в европейские университеты можно путем решения следующей тактической задачи, предусмотренной Болонской декларацией: "...внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности..."
Что имеется в виду? Работа студента в течение учебного года - посещение лекций, семинаров, лабораторных работ, выполнение курсовых работ, практика, самостоятельная работа - рассчитывается в кредитных единицах. Одна единица соответствует 25 часам работы. Трудоемкость каждого университетского курса тоже оценивается в кредитных единицах. Например, высшая математика должна быть изучена первокурсником в объеме 300 часов. Это значит, что, изучив этот предмет и сдав экзамен на положительную оценку, студент получает 12 кредитных единиц. Согласно требованиям Болонского процесса, за один учебный год студент должен накопить 1500 часов, или 60 кредитных единиц. Диплом бакалавра он может получить при условии наличия 180 кредитных единиц, диплом магистра - 300.
В идеале, заработав 180 кредитных единиц, любой наш отлично успевающий студент должен автоматически получить возможность продолжить обучение в любом университете Европы. Кроме того, кредитные единицы нужно использовать по назначению, вытекающему из их названия. То есть соотноситься с денежным эквивалентом кредитной единицы, чтобы было ясно, какого объема государственный кредит на получение образования выдан каждому отдельному студенту в данный момент времени. После окончания вуза молодые специалисты этот кредит должны будут постепенно возвращать. Условия выплат должны зависеть от того, в России или за рубежом нашел работу выпускник нашего вуза, работает ли он по своей специальности, находится ли его место работы в благоустроенном регионе, работает ли он в частном или государственном секторе.
На что будут жить студенты во время этих передвижений? Тактическая задача Болонской декларации - "...содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения: учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также сопутствующим услугам..." - должна потребовать от нашего государства выделения студентам средств, достаточных для передвижения и проживания хотя бы внутри России, учитывая, что самые сильные вузы страны пока сосредоточены в нескольких крупных городах. А Европа, в свою очередь, должна облегчить для российских студентов визовый режим, о чем и нужно позаботиться нашим чиновникам. Также чиновники должны позаботиться о том, чтобы наши способные и настроенные на учебу и возвращение в Россию студенты могли легко включиться в европейскую систему студенческих грантов и программ. Информация о них должна быть в учебной части каждого вуза.
Вторая часть этой же тактической задачи ("...преподавателям, исследователям и административному персоналу должен быть обеспечен зачет периода времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом...") должна натолкнуть наше Министерство образования на мысль о необходимости организовать стажировки для преподавателей провинциальных вузов в ведущих российских и европейских университетах с оплатой этих стажировок государством, поскольку зарплаты преподавателям не хватит даже на проезд. Сегодняшняя система повышения квалификации не позволяет преподавателю шагнуть даже за пределы своего учебного заведения. Участие в Болонском процессе должно дать простой доступ российским преподавателям к системе грантов, предназначенных для стажировок и обмена преподавателей вузов.
Тут приходится вспомнить о том, что большинство наших преподавателей находятся в пенсионном возрасте, в то время как сорокалетние ученые и преподаватели, имеющие опыт учебы и работы в устойчивой дореформенной российской системе образования, оказались вне кафедр и научных институтов. А ведь многие из них поработали в Европе, знают иностранные языки и могли бы быть снова привлечены если не к науке, то к преподаванию. Правда, для этого необходимыми условиями являются достойный размер преподавательской зарплаты и пенсии и создание в вузах нормальной рабочей атмосферы взамен удушливых объятий процветающего коммерческого цинизма.
Пункты Болонской декларации о том, что "...содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий... содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований...", не означают, что Россия должна просто перенести европейские критерии, методики и учебные планы на почву нашей системы образования. Во многих областях знания, а особенно в преподавании естественных наук, у нас есть чему поучиться. А вот нам нужно позаимствовать у Европы эффективные методики преподавания иностранных языков, которые у них прекрасно работают как в средних школах, так и в школах для эмигрантов.
Таким образом, поле действия для российских чиновников от образования в Болонском процессе становится вполне очерченным. Плохая футбольная команда постоянно толчется у своих ворот, боясь неожиданного гола. А хорошая берет инициативу в свои руки и играет на половине соперника. Того же хотелось бы пожелать и нашим чиновникам от образования.
Досье МН
СПРАВКА
Проект закона о переходе на двухуровневую систему высшего образования, одобренный правительством, подразумевает две стадии подготовки специалистов. Традиционная для России моносистема расколется на бакалавриат (первый, низший уровень) и магистратуру (второй уровень). Оба предполагают итоговую аттестацию: освоившим первый уровень будет присвоена квалификация "бакалавр", второй - "магистр". Наряду с магистром предполагается и еще одна высшая квалификация - "специалист". Она будет присваиваться после непрерывного 5-6-летнего обучения по старой модели, которое сохранится в некоторых элитных вузах, а также для инженеров и медиков. Список допущенных к специалитету вузов будет ежегодно утверждать правительство. В бакалавриате будут учиться 3-4 года, в магистратуре - 2. Бакалавриат предполагает более "широкий профиль" обучения, нежели магистратура. Число специальностей подготовки в бакалавриате сократится до 60-100. Число специализаций магистров, наоборот, расширится.
Закон предусматривает дополнительные критерии оценивания знаний: во вкладыше к диплому будут стоять не только экзаменационные отметки, но и "кредиты" - баллы, в которых выражается "трудоемкость" обучения - количество часов посещения занятий по каждому предмету, дополнительных занятий, выступления на научных конференциях, публикации и т.д. Степень подготовки молодых специалистов будет оцениваться по набору "компетенций" - профессиональных навыков, к определению перечня которых планируется привлекать представителей бизнеса.
ДОСЛОВНО
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
- С 1 сентября будет предоставлена возможность вузам выстраивать новую систему. Это не значит, что все они должны немедленно перестроиться. Если мы увидим вместе с вузами, что мы не успеваем создать стандарты системы для всех, то я думаю, что будет создан переходной период. Наша задача - к 2010 году вписаться в Болонский процесс. Эта задача подразумевает, что к этому времени уже точно должна быть сформулирована та группа специальностей, которая требует моноподготовки, и специальности и стандарты, которые требуют двухступенчатой подготовки. Этот переходной режим еще только должен быть прописан.
МНЕНИЕ
Игорь Денисов, профессор, первый проректор Московской медицинской академии имени Сеченова:
- Болонский процесс - это не революция, а эволюция в системе российского образования. С его помощью наша система станет более узнаваемой и адаптированной на международном рынке. Так что в целом это, безусловно, шаг вперед.
Но есть тут и сложные, неоднозначные вопросы - например, введение двухступенчатой системы "бакалавр - магистр". Степени бакалавра у нас раньше не было, и повсеместное его введение меня настораживает, здесь есть момент спешки. Необходимо сначала определить потребности в этих специальностях в стране.
Медицина - вообще особая сфера, здесь выпускник, получивший степень бакалавра, не может заниматься профессиональной деятельностью. У нас, как известно, даже шести лет учебы недостаточно - существуют еще интернатура и ординатура. Поэтому по медицинским и некоторым другим вузам принято правильное решение о том, что переход на двухступенчатую систему их не коснется. Но это не значит, что у нас ничего не будет меняться. К примеру, мы собираемся перейти на кредитные единицы и рейтинговую систему оценки знаний, когда учитывается не только оценка студента на экзамене, но и посещение обязательных и дополнительных занятий, научные публикации и многое другое.
КОММЕНТАРИЙ
Алексей Чернышов, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ:
- Я против того, что уже с первого сентября большинство наших вузов перейдут на систему "бакалавр-магистр". На мой взгляд, это преждевременно, поскольку фактически подобная система уже действует в разных вузах в качестве маленькой экспериментальной площадки, но пока еще эффективность не доказана. На данный момент нет достойного анализа, качественного прогноза о том, улучшится ли качество образования после перехода на новую систему.
Мы тешим себя мифической идеей унификации дипломов, забывая о том, что наших выпускников, аспирантов, специалистов и так везде берут. Европейские коллеги, напротив, говорят мне: "Не трогайте вашу систему", - и стремятся к нашей практике подготовки специалистов. Что такое бакалавриат? Это, по сути, наши техникумы, училища, колледжи. Да и многие наши вузы должны просто сменить табличку, поскольку их уровень преподавания как раз и соответствует бакалавриату.
Фундаментальное образование, с моей точки зрения, нельзя трогать, а вот систему дополнительного обучения надо развивать, и здесь европейский опыт может сыграть огромную роль.
Наталия Теряева. Московские новости.