Родителям на заметку: как распознать в ребенке одаренность
Опубликовано 26 марта 2007Хэви-металл издавна воспринимают как музыку, которую любят те, кому ближе децибелы, нежели Декарт. Однако новое исследование обещает спасти этот жанр от репутации неинтеллектуальной музыки для любителей потолкаться перед сценой. Как свидетельствует недавнее исследование (перевод Inopressa), самые одаренные представители молодежи предпочитают группы, играющие дэс-метал и трэш, например Slayer и Slipknot.
Опрос, проведенный среди студентов Национальной академии для одаренной и талантливой молодежи, которые входят в 5% самых одаренных молодых людей в стране, показал, что "грубый и жесткий" металл занимает третье место в списке любимых стилей. Исследователи с удивлением признают, что "интеллигентные" жанры, которые традиционно ассоциируются с юными талантами, например классика и джаз, оказались самыми непопулярными. Несмотря на то, что наиболее популярными оказались другие музыкальные жанры - рок, поп и R&B - студенты говорят, что их особенно привлекает "трэшевость" хэви-метала.
Исследователи установили, что молодежь предпочитает выпускать пар под тяжелую музыку, особенно если эта музыка с сильной эмоциональной окраской или политической направленностью. Один из респондентов сказал так: "Под другую музыку нельзя по-настоящему попрыгать и выплеснуть свой гнев".
Стюарт Кэдуалладер из Уорвиксокго университета, проводивший этот опрос, говорит, что хэви-метал позволяет пережить своего рода "катарсис", особенно людям с низкой самооценкой. Опрос показал, что агрессивная музыка - хороший способ выплеснуть недовольство и злобу. Результаты исследования были представлены вчера на конференции Британского психологического общества в Йорке.
По словам Кэдуалладера, представители интеллектуальной элиты часто сталкиваются с проблемами и вопросами, которые не знакомы менее одаренным студентам. "Быть может, с помощью музыки им удается на время уйти от давления, которому подвергаются одаренные и талантливые люди", - говорит он.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Как распознать талант
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков ("перескакивания через этапы").
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка - важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Еще одна точка отсчета - память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением - коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких "вундеркиндов". Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:
1. Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
2. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
3. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
4. В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
5. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
6. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
7. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Проблемы одаренных детей
Нередко они вынуждены терпеть неприязнь со стороны одноклассников. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Им свойственна конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
И еще талантливые дети испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по "учебным договорам", которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся - работать в индивидуальном темпе.
Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
По материалам сайта Point.Ru.