Тезисы доклада А.Фурсенко "Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2006 году и задачи на 2007 год"
Опубликовано 02 апреля 200730/03/2007 К заседанию коллегии
Минобрнауки России
30 марта 2007 г.
Тезисы доклада А.Фурсенко
"Об итогах деятельности Министерства
образования и науки Российской Федерации в 2006 году
и задачи на 2007 год"
Уважаемые члены коллегии, участники заседания!
Подводя итоги 2006 года, следует отметить, что как всегда мы опирались на основополагающие документы Президента России, Правительства, на законы в области образования, науки и молодежной политики.
В прошедшем году наша нормотворческая деятельность была направлена на разработку нормативных правовых актов в этих областях управления.
Так, по образованию разработаны и приняты:
поправки в законодательство в части обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту;
в части государственной поддержки граждан, имеющих детей, которые регламентируют размер родительской платы за содержание ребенка-дошкольника в образовательном учреждении;
Федеральный закон о введении единого государственного экзамена.
Кроме того, находятся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
законопроект о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования, который принят ею во 2 чтении;
принятый в первом чтении законопроект о расширении прав работодателей.
Одобрены Правительством:
проект федерального закона об установлении уровней высшего профессионального образования. Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура, или подготовка специалиста рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования, где основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня, что обеспечит уверенное вхождение в общеевропейскую систему образования;
законопроект об установлении обязательности среднего (полного) общего образования. Законопроект устанавливает обязательность общего образования и государственной (итоговой) аттестация по результатам освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.
С 1 января 2006 г. установлены специальные государственные стипендии Правительства: аспирантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в размере 3000 рублей; студентам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования - 1200 рублей; студентам федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования - 700 рублей.
Принято постановление Правительства о порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации.
Разработан проект постановления Правительства о проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования. В нем отражены все вопросы, связанные с проведением эксперимента, определены цели проведения эксперимента, механизм предоставления кредитов, а также конкретные участники и механизм их взаимоотношений. Эксперимент рассчитан на 4 года - с 2007 по 2010 год.
Подготовлен и представлен в Правительство законопроект о создании условий для участия объединений работодателей в формировании стандартов, учебных программ и оценки качества профессионального образования. Это направление необходимо для обеспечения растущей экономики кадрами высокой квалификации.
Особое внимание в 2006 году уделялось приоритетному национальному проекту "Образование", для реализации которого:
полностью сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая реализацию национального проекта по всем направлениям, начиная с 2006 года по 2010 год.
Хочу отметить, что главный результат реализации национального проекта - это системные преобразования и масштабные изменения практически по всем направлениям образования, начиная с дошкольного и до высшего образования. Главное это то, что в реализацию проекта активно включились регионы.
Благодаря национальному проекту сегодня по всей России начали действовать механизмы обновления качества образования. Внедрены элементы общественного участия в управлении образованием, нормативного финансирования, что нормализовало наполняемость классов до педагогически целесообразной (в сельской местности с 10 человек в среднем - до 12 человек в среднем на 1 класс), новой системы оплаты труда (НСОТ), ориентированной на потребителя оценки качества образования, что обеспечило регионам, в которых введена НСОТ, только за счет резервов отрасли повышение зарплаты педагогическим работникам до 30 процентов.
Предусмотрены меры государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Организовано подключение около 20 тысяч школ к сети Интернет.
Созданы федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет" и "Сибирский федеральный университет".
В прошедшем году отобрано 17 инновационных вузов, которые на реализацию программ развития получили бюджетные средства.
Конкурс образовательных учреждений активизировал деятельность школьных советов. К 20 регионам, ранее создавшим органы школьного самоуправления, присоединились еще 45 регионов. Порядка 8 тысяч советов выдвинули свои школы для участия в конкурсе.
Следует отметить, что намеченные мероприятия по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2006 году выполнены. Средства на их финансирование из федерального бюджета перечислены в полном объеме. Подробно по этому вопросу доложит руководитель Рособразования Григорий Артемович Балыхин.
Пока еще нет статистических данных за 2006 год в целом, но по данным Росстата средняя номинальная зарплата в секторе образования в декабре 2006 года составила 9273 рубля и позволила выйти на рубеж 74% от средней зарплаты в экономике, в том числе и за счет выплат за классное руководство, лучшим учителям, а также привлечения значительных средств регионов и введения в ряде регионов новой системы оплаты труда работникам образования. В декабре 2005 года этот показатель составлял 6949 рублей.
Всего на реализацию национального проекта в 2006 году выделено 29 млрд. рублей, в 2007 году планируется увеличить финансирование до 48,6 млрд. рублей (рост против 2006 г. на 67,6%).
Приняты новые направления, предусматривающие государственную поддержку по результатам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих новые образцы и методики обучения, соответствующие современным образовательным стандартам, реализующих комплексные проекты модернизации образования. Конкурс проведен и определен 21 регион - победитель;
образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, осуществляющих реализацию инновационных образовательных программ. С 1 марта по 11 апреля принимаются заявки на участие в конкурсе. 12 апреля - вскрытие конвертов.
Результаты опросов, проведенных в феврале 2006 года и в марте 2007 года, свидетельствуют о том, что наметились определенные положительные тенденции в оценках россиянами положения дел в сфере образования: сократилось число респондентов, негативно оценивающих состояние российского образования в субъектах Российской Федерации - с 30,5% до 26,7%. При этом большинство россиян - 50,1% считает, что сфера образования в Российской федерации находится в удовлетворительном состоянии.
Следует отметить, что в 2006 году участвовали в ЕГЭ 85 из 88 субъектов Российской Федерации. В 2007 году в ЕГЭ предполагается участие всех субъектов Российской Федерации.
Разработан Административный регламент Министерства по утверждению перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
В прошедшем году утверждены Административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом, а также по признанию документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом.
В 2006 году проведено повторное лицензирование около 700 высших образовательных учреждений и филиалов, приостановлено действие 26 лицензий, аннулирована одна лицензия, 27 филиалов вузов закрыто. Более подробно о вопросах надзора в образовании и науке доложит руководить службы Виктор Александрович Болотов.
Задачи на 2007 год в сфере образования предусматривают:
подготовку проектов федеральных законов по внесению изменений в действующие федеральные законы в части:
• изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта второго поколения;
• уточнения компетенции органов государственной власти Российской Федерации в сфере образования;
• установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и другие акты.
II. В сфере молодежной политики необходимо отметить работу по поддержке талантливой молодежи, которая проводилась в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
По итогам проведения конкурсов присуждены премии более чем 5 тыс. молодым талантливым гражданам страны, из которых 1250 человек получили премии по 60 тыс. рублей, 4100 человек - по 30 тыс. рублей.
В сфере социальной защиты детей в 2006 году удалось обеспечить передачу в семьи 87 тысяч 685 детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что составляет 63% от числа выявленных (140052 человек) детей-сирот, в 2005 году этот показатель составил - 59%, а в 2004 году - 58 процентов.
В прошедшем году принято постановление Правительства, устанавливающее субсидии для ежемесячных выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье в размере 4 тыс.рублей и на выплату заработной платы приемному родителю в размере 2,5 тыс.рублей.
Кроме того, принято постановление Правительства, которым утверждены правила выплат единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, и эти выплаты начаты.
Важнейшим документом, принятым Правительством в 2006 году в этой сфере стала Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Основными задачами в сфере молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей на 2007 год будут являться:
реализация Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации;
подготовка государственной программы по оказанию государственной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
разработка мер по профилактике социального сиротства и содействие устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан и другие мероприятия в соответствии с планом Министерства.
Обращаю внимание Департамента молодежной политики на необходимость в ближайшие дни представить Минфину все расчеты по финансированию мероприятий, связанных с приемом детей-сирот в семьи, а также расчеты по финансированию мероприятий Стратегии развития молодежной политики.
III. Деятельность в сфере науки и инноваций
В результате законотворческой деятельности Министерства в сфере развития науки и стимулирования инноваций в 2006 году принят ряд нормативных правовых актов. Перечислю основные из них:
• В целях решения общенациональных задач, связанных с развитием фундаментальной науки, повышением эффективности и действенности управления приняты изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
• Принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации).
• Президентом Российской Федерации утверждены подготовленные Министерством Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации.
• Постановление Правительства "Об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета".
Приказом Минобрнауки утвержден Административный регламент Роспатента по исполнению государственной функции в части осуществления контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
Вопросы интеллектуальной собственности доложит руководитель Роспатента Борис Петрович Симонов.
• В целях совершенствования системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации приняты: "Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации" и "Положение об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации". Сформированы экспертные советы по направлениям науки. Утвержденные документы направлены на решение задачи повышения эффективности деятельности системы подготовки кадров высшей квалификации, усиления принципов ее транспарентности и открытости.
В 2006 году увеличены ежемесячные доплаты за ученую степень доктора наук до 7000 рублей и кандидата наук - до 3000 рублей.
Реализация пилотного проекта в Академии наук позволила увеличить зарплату ученым в 2006 году на 60 процентов.
В 2006 году завершилась реализация федеральной научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы (ФЦНТП).
Реализация Программы осуществлялась на основе программно-целевого метода и концентрации государственных и внебюджетных финансовых ресурсов на реализацию проектов по приоритетным направлениям программы. Всего в 2006 году было объявлено 167 лотов и определено 1082 победителя. Для участия в конкурсах было подано 3117 заявок.
В 2006 году было заключено 2024 контракта на сумму 13,2 млрд. рублей. Из них внебюджетное финансирование было предусмотрено в 428 контрактах на сумму 5,1 млрд. рублей.
Практически по всем позициям Программы достигнуты плановые значения целевых индикаторов и конечных результатов. Степень отклонения по показателям, не достигшим установленных значений, составляет не более 8% в 2006 году.
Так, например, объем дополнительного производства новой и усовершенствованной продукции в 2005 году был на уровне 100% от плановых 3 млрд. рублей, в 2006 году - 92% от запланированных 7 млрд. рублей.
Дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции в 2005 году составил 1 млрд. рублей, или 100% от предполагаемого уровня, в 2006 году значение данного показателя составило 2,8 млрд. рублей, что на 7% ниже планового значения на год. При этом следует отметить, что расхождение не является закономерным и не отражает неэффективности программных мероприятий. Напротив, в высокотехнологичных отраслях народного хозяйства протяженность стадий инновационного цикла различна, и некоторые из них несколько запаздывают относительно сроков реализации Программы.
Целевой индикатор, отражающий количество привлеченных внебюджетных средств для финансирования НИОКР не достигает своего планового значения ни в 2005 году (72% от плановых 4,7 млрд. рублей), ни 2006 году (94,3% от запланированных 5,4 млрд. рублей)
Уровень вовлечения в хозяйственный оборот результатов, предусмотренных программой НИОКР, составляет 30% в 2005 году и 50% в 2006 году, что соответствует требованиям Программы.
Второй этап Программы полностью выполняет обязательства по созданию 80 организаций с новым высокотехнологическим производством и 8 000 рабочих мест для высококвалифицированных работников.
Количество перспективных научных результатов проблемно-ориентированных исследовательских проектов, передаваемых для последующей разработки передовых технологий, составило 78 единиц, что на 42% превышает уровень, запланированный на весь этап реализации Программы (55).
В 2005-2006 годах создано 198 технологий, пригодных для последующей коммерциализации, что на 24% больше плановых 160 единиц.
Количество патентов на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ к концу второго этапа составило 865, что в 2,5 раза больше запланированных 350.
На втором этапе инициировано плановое количество крупных проектов коммерциализации разработанных передовых технологий и их трансферта. Создано 16 передовых коммерческих технологий для применения в отраслях экономики против 14 предусмотренных Программой. К проведению исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники за два года привлечено 3000 молодых специалистов.
Логическим продолжением работ по обеспечению развития научно-технологического потенциала Российской Федерации является разработанная Министерством новая научно-техническая федеральная целевая программа, в результате реализации которой должно быть обеспечено:
создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития;
формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности;
реализация отдельных "прорывных" направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
Руководитель Роснауки доложит вопросы научного и инновационного развития более подробно.
Министерством в 2006 году разработан проект программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года.
В результате реализации этой программы будут сформированы эффективные механизмы государственно-частного партнерства в области наноиндустрии и определены кластеры, создающие, производящие и реализующие на рынках высоких технологий продукцию наноиндустрии, созданы условия для эффективного продвижения продукции наноиндустрии на внутренний и мировой рынок высоких технологий.
Ядром программы развития наноиндустрии будет являться проект федеральной целевой программы "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008-2010 годы, основная цель которой - технологическое переоснащение ведущих российских организаций, осуществляющих исследования и разработки в области наноиндустрии. Согласование идет трудно, но мы уверены, что эта программа будет принята.
Основные задачи в сфере науки и инноваций на 2007 год призваны:
обеспечить доработку, согласование и утверждение новых федеральных целевых программ и программы развития наноиндустрии, а также реализацию федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы";
подготовить правовые акты для реализации Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации;
разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части присвоения статуса государственного научного центра);
подготовить проект доклада Президенту Российской Федерации о проблемных вопросах развития науки, технологий и техники и другие мероприятия в соответствии с планом Министерства.
Финансирование образования и науки
В 2006 году расходы федерального бюджета по разделу "Образование" составили почти 212 млрд. рублей против 162 млрд.рублей в 2005 году. В бюджете на 2007 год предусмотрены расходы в объеме 277,9 млрд. рублей, или на 31% больше, чем в 2006 году.
Кроме того, в части реализации национального проекта предусмотрена передача бюджетам других уровней: в 2006 году - 15,7 млрд.рублей, в 2007 году - 19,5 млрд.рублей.
Ассигнования на научные исследования и разработки гражданского назначения за счет средств федерального бюджета в 2006 году, по предварительной оценке, составили 76,6 млрд. рублей против 58,3 млрд. рублей в 2005 году. На эти цели в бюджете 2007 года предусмотрены расходы в объеме 99,7 млрд. рублей, что более чем на треть превышает уровень 2006 года.
IV. Международное сотрудничество
В целях укрепления интеграции российской системы образования в мировую систему образования Министерством совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработаны и приняты Правительством:
Соглашения и протоколы в области образования с Венгерской Республикой, со Словакией, с Министерством образования КНР; Министерством высшего образования и научных исследований АРЕ; Министерством образования и науки Республики Казахстан;
Меморандум о взаимопонимании между Минобрнауки России и Министерством образования США о развитии сотрудничества и расширении обменов в области образования.
Особое внимание в 2006 году было уделено подготовке мероприятий, закрепленных за Минобрнауки России, в рамках председательства Российской Федерации в "Группе восьми".
На саммите стран-членов "Группы восьми" в Санкт-Петербурге лидерами стран был принят итоговый документ по вопросам образования.
Кроме того, в июле 2006 г. организована и проведена встреча "Юношеской восьмерки". Молодые лидеры восьми стран были представлены главам государств-участниц "Группы восьми".
Необходимо отметить работу Министерства над проектом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов о высшем образовании (и образовании университетского уровня), который передан на рассмотрение Итальянской стороне.
Хочется отметить одно, казалось бы, на первый взгляд незначительное действие Министерства и Рособразования, но очень важное - это сохранение русской школы в Таджикистане.
В 2006 году проведено несколько крупных международных мероприятий, посвященных 15-летию образования Содружества Независимых Государств.
Задачи в области международного сотрудничества на 2007 год предусматривают:
подготовку проектов межправительственных документов о международном сотрудничестве в области образования, молодежной политики, науки и инноваций;
подготовку участия российской делегации в конференциях министров образования стран-участниц Болонского процесса (г. Лондон, Великобритания), Совета Европы (Турция) и других мероприятиях с ведущими международными организациями в сфере образования;
совершенствование работы российских (славянских) университетов в Ереване, Минске, Бишкеке;
реализацию Плана мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2008 года и другие мероприятия в соответствии с планом Министерства.
V. Результаты общеминистерской деятельности
В соответствии со своими полномочиями Министерство в 2006 году подготовило и внесло в Правительство Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти, следующие материалы:
предложения в сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и обеспечило его выполнение;
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и параметры прогноза на период до 2009 года в части, относящейся к сфере ведения Минобрнауки России;
доклад "О результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2007-2009 годы".
В 2006 году Министерство по результатам конкурсного отбора заявок вошло в состав призеров среди федеральных органов исполнительной власти, участвующих в эксперименте по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты.
Сформированы и представлены в Минфин России перспективный финансовый план на 2007-2009 годы и предложения по финансированию в 2007-2009 годах приоритетного национального проекта "Образование".
Под руководством Президента Российской Федерации с 14 по 16 декабря 2006 г. проведена комплексная мобилизационная тренировка с органами государственной власти Российской Федерации.
Кроме того, подготовлен и представлен доклад на заседании Национального антитеррористического комитета по вопросу "О профилактике террористических угроз и мерах по обеспечению безопасности на объектах образования и науки Российской Федерации".
В 2006 году в Министерство поступило на исполнение 5621 контрольное поручение, что на 61% больше, чем в 2005 году. В установленные сроки выполнено 83% поручений, а в 2005 году - 92%, что показывает снижение требовательности руководителей подразделений - исполнителей к выполнению контрольных поручений. В прошедшем году документооборот вырос на 20% по сравнению с предыдущим годом и составил около 92 000 единиц.
Среди общеминистерских задач на 2007 год главными являются:
формирование плана и показателей деятельности Минобрнауки России на 2007 год и его реализация;
разработка и утверждение планов и показателей деятельности, подведомственных Минобрнауки России федеральных служб и федеральных агентств на 2007 год;
реализация положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
координация реализации приоритетного национального проекта "Образование";
разработка проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по субъекту бюджетного планирования Минобрнауки России и ряд других мероприятий в соответствии с планом Министерства.
По материалам сайта Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru.