Поволжский Образовательный Портал

Бюджетных мест в вузах много не бывает

Опубликовано 19 апреля 2007

Российские парламентарии негативно восприняли идею министра образования Андрея Фурсенко о том, чтобы лишить стипендии студентов из состоятельных семей. Стипендию должны получать все студенты, независимо от обеспеченности, так как это важный стимул для хорошей учебы, считают законодатели.

Политики также убеждены, что не нужно сокращать количество бюджетных мест в вузах. По их мнению, государство затрачивает не так много средств на эти цели, а в случае сокращения бюджетных мест наша страна потеряет свой научно-творческий и интеллектуальный потенциал.

Как уже сообщали REGIONS.RU, министр образования Андрей Фурсенко предложил лишить стипендии тех студентов, кто не нуждается в деньгах или учится не Бог весть как. Особо же старательным студентам за их достижения в учебе, напротив, предложено доплачивать еще. С таким заявлением он выступил 17 апреля на заседании столичного правительства, посвященного проблемам высшего образования.

Необходимость изменения принципа распределения стипендий для студентов министр образования связывает с веянием времени. "Когда на эту стипендию студент заправляет свою машину, а рядом стоит тот, кому эти 600 рублей жизненно необходимы, я считаю, что это не просто неправильно, это аморально", – подчеркнул Андрей Фурсенко.

Кроме того, он сообщил, что с 1 сентября студенческие стипендии увеличиваются на 50%. Как известно, стипендии сейчас подразделяются на академические и социальные. Так вот, с начала следующего учебного года академическая стипендия составит 900 рублей против нынешних 600, а социальная – 1350 рублей вместо 900. Кстати, по подсчетам Минфина, в 2007 году в среднем по России прожиточный минимум составит без малого 4,5 тысячи рублей.

Получается, что даже повышенная стипендия намного отстает от прожиточного минимума. В этой связи министр образования обратился к властям с просьбой создавать условия студентам для их дополнительного заработка. В качестве примера Андрей Фурсенко привел работу в стройотрядах. Министр рассказал, что в свою студенческую бытность, он, чтобы купить себе понравившуюся вещь, каждое лето выезжал на работу в стройотряды. "И сейчас этот вариант тоже должен быть. Практика стройотрядов будет расширяться", – пообещал чиновник.

Андрей Фурсенко также выступил с инициативой сокращения в вузах количества бюджетных мест одновременно увеличив финансирование оставшихся. "Существует норма закона, - констатировал он, - на 10 тысяч населения за счет бюджета должны учиться не менее 170 человек, сегодня учатся 210". При этом министр предложил увеличить финансирование бюджетного места на 36% - с существующих 44 тысячи рублей до 60 тысяч рублей.

Пойти на такой шаг, по словам чиновника, заставляет "мощный переизбыток людей" - вузы готовят специалистов, которые нигде не востребованы. Поэтому, по крайней мере, их не нужно готовить за государственный счет. И начать такой эксперимент Андрей Фурсенко предлагает с педвузов. "В лучших случаях 60% выпускников педагогических вузов идут работать по специальности. Есть также такие вузы, из которых в школы идут 5-6%, а надолго остается всего 3%. Зачем мы тратим на них деньги?" - задался вопросом министр образования.

Более того, отметил он, прошлым летом был последний нормальный набор студентов в вузы. Дальше пойдет спад, связанный с демографической ямой. Высшей школе выживать все сложнее.

На что мэр Москвы Юрий Лужков парировал: "Не надо бюджетные места сокращать. А то ведь потеряем "новых Ломоносовых!".

А для того, чтобы "Ломоносовых" не потерять, столичный градоначальник предложил озаботиться судьбой выпускников вузов городского подчинения. Всех их Юрий Лужков пообещал трудоустроить в московскую мэрию. Счастливчиками станут выпускники Московской академии предпринимательства, городских института юриспруденции, педуниверситета и психолого-педагогического университета. Глава Москвы пообещал также постоянно увеличивать доплаты московским студентам.

Корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой прокомментировать инициативы министра образования.


"Надо увеличивать количество бюджетных мест в вузах, а не сокращать, бюджетные места существуют именно для тех одаренных детей, которые сами не в состоянии оплачивать свою учебу", - считает председатель Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от администрации Рязанской области Рафгат Алтынбаев.

"Не так уж много мы поддерживаем мест из бюджета, чтобы еще их и сокращать", - отметил сенатор. "Конечно, в таком случае мы будем терять талантливых детей, ведь у них станет меньше шансов поступить в вуз", - подчеркнул глава комитета.

Парламентарий негативно относится к идее лишить студентов из состоятельных семей стипендии. "Нельзя делить студентов по имущественному признаку, наоборот, нужно стремиться к максимальной справедливости. Если студент из обеспеченной семьи усердно работает, хорошо учится, почему же он не должен получать стипендию?" - подчеркнул Р.Алтынбаев.


"Талантливых детей мы в любом случае не потеряем, тем более что по результатам ЕГЭ для одаренных детей будут облегченные условия для поступления в вузы", - подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель в СФ от правительства Удмуртской республики Виктор Шудегов.

"Но самый правильный подход - все-таки отказаться от сокращения количества бюджетных мест в вузах, нет ничего плохого в том, что много детей будет получать высшее образование", - считает сенатор. Например, рассказал он, "в Финляндии и Австрии вообще заявительный принцип поступления в институты, ничем не ограничен".

"Количество бюджетных мест – это госзаказ, и дальше уже вопрос к государству: как же так, вы затратили деньги на обучение студента, а потом не можете его трудоустроить? Но на самом деле, это не такие уж большие деньги, ведь обучение одного студента обходится в несколько раз дешевле, чем содержание одного заключенного", - отметил глава комитета. По мнению парламентария, "стипендию должны получать все студенты, независимо от обеспеченности". "Помимо того, что стипендия – это стимул хорошо учиться, это еще и первые собственные деньги, а для любого молодого человека, даже из состоятельной семьи, это очень важно. Тогда он и в дальнейшем будет стремиться зарабатывать деньги сам, своим интеллектуальным трудом", - убежден В.Шудегов.


"Одаренные дети есть и в обеспеченных семьях, но они имеют возможность заплатить за образование, а необходимо поддерживать именно те таланты, которые не могут учиться платно", - заявил член Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Нижегородской области Леонид Белов.

"Если мы так и будем идти по пути сокращения бюджетного финансирования вузов, то наш научно-творческий потенциал мы утратим, уменьшение бюджетных мест в данном случае совершенно не оправдано", - подчеркнул сенатор. Касаясь вопроса изменения принципа распределения стипендии, парламентарий отметил: "Стипендия – это не пособие, она выплачивается как поощрение за успехи в учебе". "В советское время существовали стипендиальные комиссии, и если в сессию были "тройки", то стипендию не давали. Другое дело, если у студента нет других источников дохода, тогда он в любом случае должен получать стипендию", - пояснил член комитета.

"Вообще в институте надо учиться хорошо, и тогда стипендия будет финансовым поощрением за усердную учебу, а если кто-то не хочет или не может учиться в вузе, тогда надо учиться в ПТУ", - заключил Л.Белов.


Первый вице-спикер Госдумы, член комитета по образованию и науке Олег Морозов убежден, что стипендия – это поощрение. Поэтому, пояснил он, выплачиваться она должна в двух случаях: "во-первых, когда действительно видны успехи в обучении, то есть когда человек очень хорошо учится. И, во-вторых, когда у человека нет средств к существованию. В этом случае должна выплачиваться соцстипендия", - подчеркнул депутат.

Если есть основание полагать, заметил парламентарий, что "человек способен сам оплатить свое обучение, и при этом не нуждается в стипендии, то зачем ее платить?", - удивляется Олег Морозов. При этом он, правда, добавил, что даже если студент имеет достаток и при этом показывает выдающиеся результаты в учебе, то стипендию все равно надо платить.

Идею Андрея Фурсенко с возрождением стройотрядов первый зампред председателя Госдумы поддерживает и называет хорошей.

Касаясь возможного сокращения в вузах бюджетных мест, депутат сообщил, что сам он не является сторонником подобной идеи, поскольку, по его мнению, "бюджетные места в вузах надо делать заказными, то есть договорными". "Человек должен поступать, зная, кто его будущий работодатель, т.е. такая своеобразная система распределения. И тогда молодой человек, окончивший вуз, должен будет пойти работать по специальности, согласно заключенному заранее договору", - подытожил Олег Морозов.


Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин считает, что "переделом стипендиальных денег заниматься не надо". "Задача не в том, чтобы поделить стипендии по-другому, а в том, чтобы увеличить стипендиальный фонд, поэтому предложение министра в корне неправильно", - заявил он.

Депутат напомнил, что "вся система стипендий разделена на академические и социальные". "За выдающиеся достижения в учебе у нас существуют стипендии правительства РФ, а в регионах губернаторские, поэтому у нас успехи в учебе поощряются. А нерадивые студенты итак ее не получают, потому что по действующему положению стипендию получают либо отличники, либо студенты, нуждающиеся в соцподдержке. А то, что стипендии даются "двоечникам" или "троечникам", такого нет, и не было даже в советский период", - отметил парламентарий.

"Расчетная студенческая стипендия в реальных деньгах, по сравнению с тем, что было 20 лет назад, реально упала. И оттого, что с сентября этого года стипендию повысят в 1,5 раза, она не выйдет на прежний уровень", - убежден О.Смолин.

По данным института экономики РАН, продолжил первый зампред комитета, "рост цен на товары первой необходимости составляет 25-30% в год, а повышение стипендии происходит лишь раз в 2 года в 1,5 раза. Таким образом, по отношению к ценам на товары первой необходимости стипендия не растет. Поэтому и надо увеличить стипендиальный фонд. Только тогда можно будет увеличивать стипендии особо выдающимся студентам и соцстипендии для нуждающихся студентов, при этом ни у кого ничего не отбирая", - подчеркнул депутат.

Рассуждая на тему возрождения стройотрядов, парламентарий отметил, что "в этой идее нет ничего плохого". "Во многих вузах уже возродили стройотряды, причем не только в государственных. Важно одно, чтобы вопрос стипендии не подменяли вопросом о стройотрядах. Стройотряды – это хорошо, но не вместо, а в дополнение к стипендиям", - заметил Олег Смолин.

Говоря об идее министра образования, направленной на сокращение бюджетных мест в вузах, первый зампред комитета подчеркнул, что он является ее категорическим противником. "В России за последние три года идет сокращение бюджетных мест на 25%, а параллельно этому идет ограничение доступа студентов и к платному образованию из-за постоянного увеличения налогов на учебные заведения государством, что означает повышение платы за обучение", - отметил депутат.

"Что касается сокращения бюджетных мест конкретно в педагогических вузах, то абсолютное число выпускников пединститутов шли бы работать в школы, если бы учителям плотили нормальную зарплату. Но вместо того, чтобы прибавлять зарплату школьным преподавателям, министр образования предлагает еще раз наказать тех, кого итак уже раз наказали. Мало того, что учителей наказали маленькой зарплатой, так теперь еще и предлагается наказать педагогические вузы за то, что у преподавателей такая низкая зарплата", - подытожил Олег Смолин.


"Студенту надо выплачивать такую стипендию, чтобы он смог прокормиться, не тратя учебное время на подработки", - заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Савельев. "У значительного количества студентов итак достаточно сложное материальное положение, а надеяться на то, что жизнь студента будут оплачивать его родители – неприлично", - добавил он.

Парламентарий подчеркнул, что "невозможно представить, чтобы студент мог жить без стипендии". "Если господина Фурсенко лишить зарплаты на несколько месяцев за нерадивое отношение к своей работе, то станет ли он от этого лучше работать? А жить на что он будет?", - задался вопросом депутат. "В таком случае министр образования займется другим видом деятельности, потому что, фактически, лишение стипендии означает неизбежное "увольнение". Поэтому говорить надо о том, чтобы студенты были обеспечены минимальной зарплатой и возможностью самостоятельно планировать свою жизнь, а не о тех нелепых идеях, предлагаемых министром образования", - считает А.Савельев.

Касаясь вопроса о стройотрядах, зампред комитета рассказал, что сам работал в стройотрядах и знает, что это такое. "Стройотряды, во-первых, это низкая квалификация, потому как, например, не может студент-медик махать лопатой, перекидывая бетон. А во-вторых, невозможно стать профессиональным каменщиком за пару летних месяцев. Поэтому к этой идее я отношусь негативно", - подчеркнул парламентарий. "Надо смотреть на результат, который мы хотим видеть от системы образования, то есть на профессионально подготовленного человека, имеющего опыт работы", - заметил депутат.

Андрей Савельев также указал на то, что вообще не поддерживает ни одну инициативу министра образования, потому что не помнит ни одной достойной. "И тем более идею о сокращении бюджетных мест в вузах", - подчеркнул зампред комитета. "Выпускники пединститутов не идут работать в школы, потому что маленькая зарплата. В связи с этим пусть господин Фурсенко работает над этим вопросом. А если закрыть бюджетное направление, то будет фиктивное образование в целом. Поэтому целесообразнее предложить ликвидировать государственное коммерческое образование, а не сокращать бюджетные места, поскольку абсолютно все госвузы должны быть бесплатные", - заключил Андрей Савельев.

Об этом сообщает regions.ru

Другие матералы рубрики: