Минобразования приблизит высшее образование к потребностям рынка труда
Опубликовано 19 апреля 2007Министр образования и науки России Андрей Фурсенко вчера выступил на расширенном заседании правительства Москвы с тезисами реформы вузов. Студентов не может не радовать обещание министра повысить с 1 сентября стипендии в полтора раза. Кроме того, Фурсенко пообещал возродить стройотряды и предложил сократить бюджетные места в педагогических вузах страны.
И мэр Москвы, и представители московских студсоветов встретили инициативу министра с сомнением. Лужков опасается, что реформы Фурсенко помешают "новым Ломоносовым" попасть в высшую школу, а рядовые студенты полагают, что они приведут лишь к росту взяточничества при поступлении в вуз.
"Академическая стипендия будет увеличена с 600 до 900 рублей, а социальная - с 900 до 1350", - пообещал Андрей Фурсенко. И подчеркнул, что систему распределения стипендий необходимо изменить. По мнению министра, надо доплачивать студентам за выдающиеся достижения в учебе, при этом, возможно, лишив стипендии тех, кто не нуждается в деньгах и учится не бог весть как.
Фурсенко пригрозил сократить бюджетные места в вузах России, где готовят школьных учителей. По его словам, из всех выпускников педагогических вузов в школу приходят работать 7-8%, а остаются только 3-4%. "Зачем тратить деньги на подготовку специалистов, которые не будут работать по специальности? Лучше перенаправить деньги на подготовку тех, кто будет трудоустроен по профессии", - заявил Фурсенко.
Выслушав речь главы Минобразнауки, мэр Лужков поддержал все тезисы, за исключением одного: мэр выступил категорически против сокращения бюджетных мест в педагогических вузах. Московский градоначальник заявил, что эта инициатива может помешать самородкам из глубинки, "новым Ломоносовым" пробиться к высшему образованию, а если уж сокращать места, то только платные.
"Сокращение мест в педвузах обосновано демографической ситуацией в России, - пояснила "Газете" замдиректора Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. - И дело даже не в том, что выпускники педвузов не хотят быть учителями, а в том, что они просто не могут найти работу в школах. Количество учеников стремительно сокращается, а следовательно, и уменьшается потребность в педагогах". По данным Абанкиной, на рынке труда России помимо школьных учителей оказалось и слишком много металлургов и энергетиков. Так что в ближайшее время следует ожидать сокращения "бесплатных квот" в металлургических и энергетических вузах. При этом, по мнению экспертов из Высшей школы экономики, летчиков и железнодорожников в нынешней России, напротив, не хватает.
В ближайшие пять-шесть лет в России вдвое уменьшится количество абитуриентов. По словам Фурсенко, это печальное следствие неблагоприятных демографических процессов. Это, опасается министр, негативно скажется на развитии отечественной науки. "Что будет тогда происходить с нашей научной школой в связи со снижением количества абитуриентов в вузах, это тяжелый вопрос", - заявил он.
Но, может быть, и не стоит так волноваться. Число студентов выросло за период с 1995 по 2006 г. с 2,8 млн до 7,3 млн; количество выпущенных дипломированных специалистов за это же время увеличилось с 395 500 до 1,06 млн. Но чем обогатил отечественную науку этот взрывной рост числа людей с высшим образованием, сказать трудно. Сокращение числа абитуриентов уменьшит спрос на "левые" дипломы и обучение юношей ради получения отсрочки от армии. А это, в свою очередь, позволит Рособрнадзору активизировать ликвидацию вузов и их филиалов, торгующих дипломами, и отозвать лицензии у учебных заведений, которые не дают надлежащих знаний выпускникам. По мнению экспертов Института развития образования Высшей школы экономики, Минобрнауки получит возможность более гибко использовать бюджетные места в вузах - сокращать количество будущих педагогов и работников искусства и, наоборот, увеличивать набор на дефицитные специальности: информационные технологии, землеустройство, инженерные профессии. Государству при меньшем количестве студентов будет легче увеличить финансирование приоритетных направлений подготовки специалистов. Вместе с другими реформами в сфере высшей школы - повсеместным введением единого госэкзамена, приближением учебных программ к требованиям современной науки и индивидуализацией процесса обучения - уменьшение числа абитуриентов может повысить качество отечественного высшего образования. Это позволит активнее привлекать сильных студентов к практической работе по специальности и фундаментальным научным исследованиям еще во время обучения в университете. А значит, приблизит высшее образование не только к потребностям рынка труда, но и к современным научным достижениям.
Об этом сообщает Российский общеобразовательный портал.