Хай-тек индустрия требует рабочих рук
Опубликовано 27 апреля 2007Президент РФ уверен, что нацпроекты, реализация которых началась полтора года назад, уже дают свои результаты. "Их цель - инвестировать в человека, а также повышение качества жизни", - напомнил Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. По его словам, в рамках нацпроекта "Здоровье" "уже есть первая победа, пусть маленькая, но мы спасли жизни тысячи людей". Свидетельство тому, "сокращение смертности и рост рождаемости в 2006 году и начале этого года". Путин выделил инновационную направленность нацпроектов, выделив компьютеризацию школ, которая "должна быть завершена в этом году, доступ к Интернету, обеспечение медицинских учреждений современным оборудованием". Он также подчеркнул, что на финансирование нацпроектов выделяется "не более 5-10 процентов бюджетных затрат на соответствующую отрасль". "Удалось ориентировать бюджетные расходы на конечный результат", - отметил Путин.
Об этом сообщает ИТАР-ТАСС
Обсуждение кадровых аспектов развития российского высокотехнологического комплекса началось с критики системы образования, все еще неспособной, по мнению большинства участников конференции, обеспечить потребности современного рынка. И как бы не сопротивлялись приверженцы традиционных устоев образования, доводы в пользу реформирования существующей модели звучат все чаще и убедительнее.
«Для подготовки инженеров в области высоких технологий традиционное понимание профессионального образования как усвоения определенной суммы знаний, основанного на преподавании фиксированных предметов, является явно недостаточным, - отметил в своем выступлении руководитель центра Московского государственного технического университета им. Баумана Валерий Балтян. – Более того, оно является существенным тормозом на пути формирования нового стиля мышления инженера. Основой образования должны стать не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, превосходное творческое владение методами познания и деятельности, поиск множества вариантов решения задач, методов системного подхода к выбору оптимальных решений удовлетворения потребностей потребителей. Необходимым элементом в области высоких технологий является обеспечение специальной подготовки по трансферу технологий, включающей усвоение знаний и формирование методов системного менеджмента и маркетинга предпринимательской деятельности».
Позицию министерства образования и науки как инициатора основных реформ в сфере высшего профессионального образования представлял на конференции ученый секретарь координационного совета в области техники и технологий Сергей Коршунов, заявивший, что образование нового поколения, прежде всего, будет нацелено на результат.
«Министерство планирует разработать стандарты и утвердить примерные образовательные программы для вузов, в которых будет прописан рекомендуемый учебный план, состоящий из суммированных программ учебных дисциплин. Так же в них будет указано, какими компетенциями должен обладать выпускник - проинформировал Коршунов. - Программы станут ориентиром для вузов, имеющих государственное лицензирование, но при этом каждый вуз будет разрабатывать свои обязательные программы. Как это будет выглядеть на практике: к примеру, в программе «Бакалавр» будет прописано, какими знаниями должен овладеть выпускник по циклу математических дисциплин и так далее. Трудоемкость будет указана в диапазоне зачетной системы у всего цикла и базовой части. Причем, базовая часть будет упрощена, в ней уже не будет федеральной, региональной и вузовской компоненты. Вариативная часть полностью будет отдана на откуп вузам».
На вопрос из зала о «последствии всех этих решений», подразумевающий, прежде всего, введение программы «Бакалавр», Сергей Коршунов ответил, что «высококвалифицированный персонал наших вузов из ступеньки бакалавр-магистр сделает прекрасные непрерывные учебные планы». «В Европе это тоже понимают, - заметил представитель Минобрнауки. – Мы говорили с немцами и австрийцами об их опыте перехода на двухуровневую систему, и еще раз убедились, что ничего страшного в этом нет. В Германии тоже считают, что на некоторых специальностях бакалавриат неприемлем, и по этим специальностям обучают студентов пять лет. В данном случае бакалавриат у них является чисто формальной ступенью: допустим, если студент через какое-то время понял, что попал не туда, или за три года измучил преподавателей своей неуспеваемостью, ему выдается диплом бакалавра и предоставляется полная свобода. В то же время по многим специальностям схема «бакалавр-магистр» является наиболее оптимальной. И это признают не только в Европе. К примеру, на коллегии в феврале представитель авиапрома Троицкий заявил, что им нужны бакалавры и магистры, которым они предоставят разные поля для деятельности. А нам сейчас в образовании просто не хватает денег».
Отчаянное сопротивление многих вузов переходу к двухуровневой системе образования Коршунов объяснил «материальными соображениями». По его словам, менее сильные вузы боятся не получить лицензию на подготовку магистров, что приведет к потере части их финансирования. Единственный вопрос, на который не смог дать ответа представитель власти (впрочем, вопрос был поставлен им самим), - о применении новых правил лицензирования и аттестации вузов. Он так и сказал: «Я сам не понимаю, как теперь лицензировать, не аттестовывая. Сейчас приезжает комиссия, и, – стандарт на стол, учебные планы… А теперь сравнивать не с чем, потому что дисциплины не обязательные. Вуз что угодно может ввести. Думаю, здесь должны сыграть свою роль государственные профессиональные ассоциации, органы по аттестации и контролю качества».
Сергею Коршунову из Минобрнауки пришлось долго отвечать на вопросы о Болонской декларации, финансировании вузов, образовательных стандартах и целях реформ образования, но главной темой, собственно, были не инициативы министерства, а запросы высокотехнологического комплекса страны, о которых едва ли не в перерыве, при почти опустевшей аудитории, рассказал директор по науке Федерального научно-производственного центра ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» Валентин Крымов. По ходу его выступления выяснилось, что вовсе не споров о реформах высшего профессионального образования ждет высокотехнологический комплекс страны. «Правильное решение в том, что нам не нужно возрождать ПТУ, - совершенно неожиданно начал речь Крымов. – Высокотехнологичным предприятиям требуются совсем другие рабочие, более образованные и квалифицированные. Я не понимаю, почему мы говорим все время о каких-то далеких вещах, когда в стране не хватает хороших рабочих рук, и забываем о том, что окончательным производителем всех материальных благ все-таки являются рабочие. В следующем году количество выпускников школ будет равно количеству студентов, принимаемых в вузы, и непонятно, кто вообще будет работать. Сегодня объединили техникумы и профессиональные училища, а хорошо бы еще ввести и двухступенчатую подготовку. Например, мы для себя, в своих колледжах, проанализировали планы подготовки рабочего-токаря и техника по холодной обработке металла, и пришли к выводу, что многое дублируется по данным специальностям. Если сделать еще сквозную, двухступенчатую программу, то можно год или полтора сократить из общего учебного цикла без ущерба для подготовки квалифицированных специалистов».
Наталья Быкова.