В двухуровневой системе высшего образования магистрами смогут стать 30-50% бакалавров
Опубликовано 14 мая 200716 мая Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о двухуровневой системе высшего образования. Согласно документу, бакалавр, обучающийся 3-4 года, получит диплом о наличии высшего профессионального образования, а квалификацию "специалист" по большинству образовательных программ вузов сократят. В Министерстве образования и науки рассчитывают "адаптировать систему" к потребностям рынка труда "с минимальными издержками" для бюджета. В комитете чиновников призвали с осторожностью отнестись к специальностям, которые могут быть лишены "специалистов".
10 мая комитет Госдумы по образованию и науке рассмотрел подготовленные Минобрнауки поправки в законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и ряд других законодательных актов, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Новый статс-секретарь министерства, бывший депутат Юрий Сентюрин отметил, что законопроект разработан в соответствии с "требованиями экономики по рабочим местам". "Резко повышается спрос на базовую подготовку, и бакалаврские программы, содержащие базовое ядро и наиболее широкую компетенцию, позволяют выпускника канализировать на наибольшее число мест", - заявил замминистра образования.
"Отказ от пятого года позволяет сэкономить бюджетные ресурсы и сконцентрироваться на более узкой и элитарной форме подготовке", - пояснил он. Кроме того, по его словам, законодательная инициатива "позволит оптимизировать число специальностей" и сократить их с 120 направлений, по которым сегодня обучают бакалавров, до 60-100. Универсальную подготовку бакалавров при необходимости можно "дошлифовать" в магистратуре, уточнил Сентюрин.
По оценкам экспертов министерства, получить образование в магистратуре смогут от 30% до 50% бакалавров. Председатель комитета Николай Булаев заявил, что законопроект необходимо доработать ко второму чтению с тем, чтобы норма 170 человек на 10 тыс. населения, обучающихся по программам высшего образования на бюджетных местах, не была снижена.
Количество направлений, по которым готовят специалистов, планируется сократить с 530 до 130-150. По словам директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Нелли Розиной, "специалистов" сохранят все лечебные специальности, специальности в области судебной экспертизы, правоохранительной деятельности МВД, геодезии, ряд специальностей в искусстве (в живописи и графике, дирижеры, композиторы, режиссеры), информационной безопасности (при подготовке в ФСБ). Перечень всех специальностей, для которых сохранится возможность подготовки специалистов, по законопроекту, утверждает правительство.
Глава думского комитета предложил сделать норму прямого действия, увязывающую данный перечень с принятием новых государственных образовательных стандартов. "Именно они и будут определять программы и сроки обучения. Тогда не надо будет никаких постановлений правительства", - считает он. Сентюрин рассказал ИА REGNUM, что проект госстандартов третьего поколения внесен в правительство и по плану должен быть рассмотрен 21 мая. По его словам, замечание председателя комитета "оптимально" для министерства - включение тех или иных специальностей в этом случае не будет отдано исключительно на усмотрение правительства.
Комитет рекомендовал законопроект к принятию в первом чтении. Между тем, шесть депутатов отказались поддержать правительственные поправки. Эдуард Хамитов (фракция "Единая Россия") полагает, что для будущих педагогов необходимо оставить возможность получения специалитета. "В коммунистические годы 4 года готовили педагогов, потом перешли на 5 лет, а теперь возвращаемся к 4 и даже 3 годам!", - заметил он. "Действительно перешли. Но непонятно, сколько готовим - 4 или 5 лет. За 5 лет по двум, а то и по трем программам готовят. Поэтому как были 4 года в основном образовании так они и останутся. Так что ломки особой не произойдет", - заявила Розина. Но для сельских школ требуются преподаватели, освоившие несколько специальностей, уверен Хамитов. "Бакалавр должен иметь возможность получить специалитет, должна быть возможность готовить специалиста в зависимости от потребностей региона (в учителях - ИА REGNUM)", - подчеркнул депутат.
Сергей Колесников (фракция "Единая Россия") считает, что, облегчая трудоустройство бакалавров, возникает проблема трудоустройства более квалифицированных выпускников вузов - магистров. А Олег Денисов (фракция "Справедливая Россия - Родина") уверен, что почти все региональные вузы перейдут на подготовку бакалавров. Он сообщил, что комитет Совета Федерации в лице его председателя Виктора Шудегова уже объявил, что не поддерживает концепцию законопроекта. С протестом против двухуровневой системы высшего образования выступила Российская Ассоциация профсоюзных организаций студентов.
Закон поделит студентов на "белых" и "черных" и создаст две системы образования - элитарную и "какую-нибудь, для домохозяек, обычных людей", полагает Олег Смолин (фракция КПРФ). Он подчеркнул, что вузы будут стремиться с целью экономии бюджетных средств обучать бакалавров за 3 года (в документе срок на подготовку бакалавров установлен в пределах 3-4 года - ИА REGNUM), разнообразные траектории обучения будут сведены к минимуму, а, в целом, академическую систему принудительно заталкивают в описанные законопроектом два уровня образования. Наконец, законопроект позволяет призывать бакалавра, молодого человека в 20-21 год, в армию, если он не поступает в магистратуру.
По словам Булаева, Союз ректоров выступает против двух положений законопроекта: срока обучения бакалавров, который должен составлять 4 года, и ограничения вузов в выборе "траекторий" обучения. Булаев заявил, что комитет планирует изменить срок подготовки бакалавров, и "это будет не самая трудная поправка". Что касается более широких прав государственных вузов в компановке образовательных программ и сроков их прохождения по тем или иным специальностям, "эта задача сложно выполнима", полагает он, уточнив, что "это не значит, что мы должны отказаться от поиска решения проблемы".
Согласно законопроекту, поступление на второй уровень высшего образования, которым считается магистратура и подготовка специалистов, происходит на конкурсной основе, поступление в бакалавриат и на специальности, по которым готовят специалистов, - на конкурсной основе по результатам единого госэкзамена (ЕГЭ). Для обучения по программам бакалавра и специалиста необходимо иметь среднее общее или среднее профессиональное образование. В магистратуру принимают на базе бакалавриата. При этом поступление бакалавра в магистратуру не является получением второго высшего образования. Те, кто получил среднее профессиональное образование, могут обучаться по сокращенной ускоренной бакалаврской программе. Право поступать в аспирантуру имеют только магистры и специалисты. На обучение бакалавров предлагается срок 3-4 года, специалистов - не менее 5 лет, магистров - 2 года.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 сентября. Однако, как пояснил статс-секретарь Минобрнауки, его реализация будет происходить поэтапно, и первый этап займет 2 года. В интервью ИА REGNUM Булаев отметил, что закон, скорее всего, не будет действовать в течение нового учебного года, поскольку его сложно распространить не только на сегодняшних студентов, но и на будущих первокурсников.
Добавим, что 16 мая в первом чтении будет рассмотрен еще один правительственный законопроект. Он устанавливает обязательность среднего общего (полного) образования, то есть, не 9 классов, как сегодня, а одиннадцатилетки.
Об этом сообщает ИА Регнум.