Разрыв между вузовским образованием и реальными требованиями рынка труда сокращается. Однако он по-прежнему велик
Опубликовано 19 июня 2007Каждый специалист, хоть молодой, хоть с опытом, стремится отыскать интересную работу с достойным заработком. Каждая компания желает иметь ценных сотрудников, нацеленных на результат. Казалось бы, что может быть проще — сделать шаг навстречу друг другу? Но даже при обоюдном совпадении желаний у тех и у других возникает масса проблем. Специальности, которые предлагают вузы, не всегда совпадают с требованиями рынка, а само высшее образование часто слишком академично.
Как решают вышеназванные проблемы компании, нуждающиеся в новых кадрах, и что предпринимают вузы, чтобы быть ближе к реальным потребностям?
Старая школа для новых специалистов
Среди поступающих в Новосибирский государственный университет (НГУ) в 2006–2007 учебном году наибольший конкурс (от 8 до 12 человек) наблюдался на таких специальностях, как востоковедение, юриспруденция и журналистика. Разумеется, высокий конкурс — вещь несколько искусственная в силу того, что бюджетный набор на эти отделения не очень большой — 20–30 человек, а желающих иметь престижную специальность очень много. Однако на рынке труда наблюдается совсем иная картина: востребованы другие специалисты. Менеджеры по персоналу, по рекламе, маркетологи, бухгалтеры. По словам заместителя директора кадрового центра НГУ Екатерины Захаровой, при выходе из университета гораздо быстрее находят работу молодые программисты, экономисты и математики. Последние, по мнению работодателей, — универсалы, которые могут профессионально освоить и логистику, и финансы.
«В Сибири существует недостаток и других специальностей», — добавляет директор кадрового агентства «Люди Дела» (Новосибирск) Олеся Долгушина. В качестве примера она приводит профессии конструктора, проектировщика для строительной и мебельной отрасли. Крупные компании практически сразу «забирают» таких специалистов прямо с производственной практики. «Для пищевой промышленности характерно приглашать главных технологов на пищевые комбинаты из Центральной России и даже из Москвы», — говорит Олеся Долгушина. Менеджеры, приезжающие оттуда, прямо называют причину своего переезда на периферию — «поправить финансовое положение».
Важный нюанс, который выделяют многие работодатели: высшее образование по большей части грешит теоретическими знаниями. По мнению исполнительного директора ООО «Кадровый центр «КУРС» (Омск) Татьяны Зебриной, студентов обучают люди, не имеющие прямого отношения к реалиям рынка труда, к бизнесу в целом. Зачастую руководителей не устраивает и общий уровень подготовленности выпускников. Даже если они нанимают молодого специалиста, то лишь в качестве помощника или стажера.
«Разрыв между финансовыми ожиданиями молодых специалистов и тем, что они умеют, порой настолько велик, что выпускникам приходится тратить слишком много времени на поиск работы, прежде чем у них появится адекватная самооценка», — говорит консультант компании АНКОР в Новосибирске Марина Болотнева. «Некоторые вузы вкладывают в головы студентам, что они — самые успешные, получают лучшее образование в мире, а работодатели будут их расхватывать только за одни «корочки». Когда человек выходит на рынок труда, то сталкивается с жестокой реальностью. На самом деле навыки, которые он получил, больших денег не стоят. У компании всегда существует выбор — взять кандидата с опытом или без него», — добавляет консультант той же компании Анна Житина.
На молодых специалистов, у которых опыт работы меньше года, заявки от работодателей поступают редко, делится своим наблюдением исполнительный директор кадрового агентства «Бухгалтер» (Иркутск) Галина Лихачева. По ее словам, если на одну и ту же должность претендуют специалисты разного уровня подготовки, то зачастую даже престижный вуз не дает дополнительных преимуществ выпускнику.
Уравновешивают дисбаланс между требованиями работодателей и навыками молодых специалистов, если последних все же пригласили в компанию, личные качества кандидатов, полагает Татьяна Зебрина. По ее мнению, если последние на собеседовании или во время испытательного срока проявят свои положительные стороны, то у них появляется возможность остаться в компании и стать настоящими профессионалами. При выборе кандидатов без опыта работы представители компаний в первую очередь обращают внимание на высокую степень обучаемости, ответственность, нацеленность на результат, умение работать в команде и «горящие глаза», как выражаются сами работодатели.
«Я вижу, что в вузах существуют направления, не слишком востребованные на рынке труда. Например, на историческом факультете Омского госуниверситета выпускают много музеологов. Впоследствии многие из них переквалифицируются на юристов, — говорит директор Центра содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников Омского государственного университета Наталья Родионова. — Сложности испытывают и выпускники факультета иностранных языков. Переводчиков в таком объеме, как готовят в вузах, в Омске не требуется. Для того чтобы работать по профессии, молодым специалистам приходится переезжать в другие города или адаптировать знания на местном рынке».
Вузы не дают гарантий
Тем временем, современное высшее образование старается следовать реальным потребностям работодателей. По данным томского Центра платных образовательных услуг и трудоустройства, потребность в выпускниках Томского политехнического университета (ТПУ) в 2007 году в среднем составляет 1,62 заявки на одного человека. В настоящее время действует более 100 договоров о стратегическом партнерстве. Среди нынешних выпускников направления на работу по специальности получили 78%. По словам директора центра Александра Жучкова, высокая потребность объясняется прежде всего высоким качеством обучения в вузе, постоянно развивающимися отношениями с ведущими предприятиями страны и мира.
Для того чтобы выпускник ТПУ выбрал место будущей работы, ему требуется лишь соблюсти очередность, которая определяется средним баллом зачетной книжки. Все заявки от работодателей систематизируются центром и доводятся до сведения выпускающих кафедр и выпускников. Однако в силу ряда причин не всех вчерашних студентов удовлетворяют предлагаемые вакансии. Одни не хотят уезжать за пределы города, других не устраивает размер заработной платы, третьих — социально-бытовые условия компаний. Что касается оценки качества подготовки молодых специалистов, то практически все предприятия, куда поступают на работу выпускники вуза, дают положительные оценки новым сотрудникам.
Проблема интенсификации образования и его актуализации существовала всегда. Если выпускник приходит на производство, то зачастую компания должна потратить на него определенное количество времени и денег, чтобы привести базовые знания молодого специалиста в соответствие с текущими, углубить их — иными словами, превратить теорию в практику.
Человек или «корочка»?
Представители вузов предлагают компаниям активнее участвовать в самом процессе обучения студентов — в формировании учебных планов, предоставлении мест для прохождения производственных практик, чтении лекций о проблемах производства ведущими специалистами предприятий. Некоторые работодатели соглашаются с ученой общественностью, но при этом сами стараются переучить выпускников.
Что же оказывается первостепенным для руководителей компаний — личные качества выпускников или их профессиональные навыки? Вариантов несколько. Те, кому требуются технические специалисты, обращают внимание на знания кандидатов, полученные в университете. Если же рассматривать относительно новые для русского бизнеса направления — менеджмент, маркетинг, телекоммуникации, то здесь результат деятельности работников зачастую зависит от их внутренних характеристик. В том и другом случае при приеме на работу молодых специалистов без опыта для работодателей имя престижного вуза сыграет не последнюю роль. Однако редкий потенциальный руководитель попросит бывшего студента показать вкладыш от диплома. Как правило, вузовская оценка, как и любая другая — понятие субъективное, и, может быть, человеку просто не нужна пятерка. Работодатели прекрасно осознают очевидный факт, что на предприятии будет трудиться человек, а не «корочка».
Если выпускник ясно представляет свою будущее и карьеру, то он обязательно устроится на работу, причем ту, которую сам выберет. При этом неважно, будет ли у него техническое или гуманитарное образование. В дальнейшем он может перепрофилироваться на курсах, получить второе и даже третье высшее. Другое дело, что сложно проследить тенденцию, насколько удачней сложится карьера выпускника университета по сравнению с тем, кто закончил лишь среднюю школу или профессиональное училище. Тут все зависит от конкретного случая. Но, как считают большинство опрошенных респондентов, потенциальная вероятность быть успешным в океане бизнеса у людей, имеющих высшее образование, все-таки больше. А как учить, что учить и чему учиться — это уже дело десятое.
Софья Инкижинова.