Чиновники, депутаты, журналисты и представители ведущих вузов обсуждают новую многоуровневую систему высшего образования
Опубликовано 20 июня 2007В России вводится новая система высшего образования. Теперь за три-четыре года можно получить диплом о высшем образовании и степень бакалавра. Для тех, кто хочет стать «узкозаточенным» специалистом или планирует заняться наукой, предусмотрена магистратура. «Комсомолка» собрала за «круглым столом» специалистов, которые рассказали о плюсах и минусах многоуровневой системы высшей школы.
МИЛКУС Александр Борисович, редактор отдела образования «Комсомольской правды», секретарь Общественного совета при Рособрнадзоре:
- Проблема перехода к бакалавриату и магистратуре абсолютно неправильно сводится ко времени обучения, мол, бакалавриат - это четыре года, поэтому это плохо. Но ведь и в советское время экономистов готовили 4 года. И они потом успешно работали. Поэтому, на мой взгляд, важнее сейчас говорить о том, насколько улучшится система высшего образования после реформы. Станут ли востребованы выпускники вузов?
Либо магистр, либо специалист
РОЗИНА Нелли Михайловна, замдиректора Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки:
- Закон о введении уровневого высшего образования уже прошел первое чтение на заседании Госдумы. Хотя в общем-то система подготовки бакалавров и магистров существует в России с 1992 года. Раньше большинство вузов, принимая специалистов на программы магистратуры, рассматривали это как второе высшее образование, что неправильно. Теперь будет либо бакалавриат и магистратура, либо специалитет. Для чего нужны уровни? Во-первых, для того, чтобы упорядочить законодательство. А во-вторых, чтобы сохранить отбор на конкурсной основе на каждый следующий уровень высшего образования.
Предполагается, что при подготовке по определенным специальностям (их, по нашим подсчетам, около 130) сохранится непрерывная (5 - 6 лет в зависимости от государственного образовательного стандарта) система обучения (специалитет).
Если молодой человек, обучающийся по программе бакалавра, захочет перевестись в специалитет, это будет расцениваться как второе высшее образование. Бесплатно учиться в магистратуре смогут только выпускники бакалавриата. И для специалистов магистратура будет считаться вторым высшим образованием.
Поступить в бакалавриат или специалитет можно будет по результатам Единого госэкзамена. При поступлении в магистратуру предусмотрены другие экзамены.
ИВАНОВА Валентина Николаевна, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы:
- Мы два года работали над этим законопроектом. Главная его задача - сделать выпускников востребованными на рынке труда. К нам обращались руководители предприятий и жаловались на то, что выпускники вузов слабо подготовлены. А около 50 процентов выпускников вообще не работают по полученной специальности!
Необходима инвентаризация специальностей, направлений. Ведь в высшей школе получалась чехарда: по одним и тем же программам готовили и специалистов, и магистров.
Пока в законопроекте указано, что подготовка бакалавра длится 3 - 4 года. Лично я считаю, что должно быть не менее 4 лет. Иначе придется и из техникумов выпускать бакалавров, то есть людей с высшим образованием.
СЕМАГО Владимир Владимирович, член Комитета по образованию и науке Госдумы РФ:
- Нас просили вузы, чтобы мы в законе прописали «3 - 4 года» и разрешили им самим решать, сколько лет учить бакалавров. Но я считаю, что в таком случае закон потеряет свой смысл.
Я бы сначала дал новому закону поработать два-три года, после этого тщательно изучить, в чем его плюсы и минусы. Тогда и станет ясно, кто прав в споре: мы или левые оппозиционные партии, которые утверждают, что система образования СССР была самой лучшей. Ведь мы пробуем выстраивать систему, которой раньше не было.
Закон сырой!
ШУДЕГОВ Виктор Евграфович, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии:
- Закон, о котором мы сейчас говорим, не готов. Он сырой. Например, он должен вступить в силу с 1 сентября. Но ведь контрольные цифры приема на бакалавриат и в магистратуру уже определены, скоро начнется вступительная кампания! Если уж и принимать закон, то установить срок вступления в силу не раньше 1 сентября будущего, 2008 года. И то я не уверен, что к этому сроку правительство подготовит новый перечень специальностей по бакалавриату, по специалитету, по магистратуре. Год - это слишком мало.
И еще: почему мы запрещаем поступать в магистратуру выпускникам специалитета? А если выпускник специалитета лучше подготовлен, чем бакалавр? Пусть поступает по конкурсу, побеждает и зачисляется в магистратуру.
Другая претензия: по нынешнему законопроекту любой выпускник бакалавриата может поступать, скажем, в магистратуру по медицине. И какого врача мы получим? Магистратура должна быть только по профилю. Я понимаю, что есть родственные специальности, но все равно базовое образование должно учитываться.
ЭСКИНДАРОВ Михаил Абдурахманович, ректор Финансовой академии при правительстве РФ, профессор:
- Абсолютно поддерживаю! Физик, который собирается идти в медики, не будет настоящим специалистом. Он сначала должен сдавать экзамены на уровне программы бакалавриата. Вообще я считаю, что давно пора прекратить дискуссии на эту тему: вводить или не вводить двухуровневую систему. С 1992 года мы только и рассуждаем. Позиция нашей академии (а за нами 500 вузов и учебно-методическое объединение по экономическим специальностям) - уровневая система нужна. Вопрос только: каких бакалавров будем готовить? Не может быть просто бакалавров экономики широкого профиля. Нужны бакалавры прикладной экономике по конкретным областям, например, бакалавр по финансам, по учету и аудиту, по международному бизнесу, по налогам.
Что касается трех лет. Если в законе будет совершенно четко сказано: за три года готовим бакалавров только из выпускников средне-специальных учебных заведений, это вполне нормально. Мы ведь сейчас выпускников колледжей зачисляем не на первый курс, а на второй и третий.
Есть такая легенда: в советское время обучались пять лет. Никакого пятилетия там не было! Вспомните: месяц готовили к стройотрядам, месяц находились на картошке. Вот посчитайте эти пять лет по два месяца - это как раз 1 учебный год. А на пятилетнее обучение экономистов мы перешли только после того, как ввели военную подготовку. Выпускники финансового института, который ныне является Финансовой академией, занимают ведущие места в финансово-банковской сфере. Они учились 4 года!
Если мы разумно подойдем к системе перехода бакалавров в магистры, если мы будем говорить о бакалаврах профильных и не говорить о том, что магистратура должна быть массовой (не более 20% - это нормальная мировая практика), то всего можно добиться, не снижая качества образования.
ЮДИН Евгений Григорьевич, первый проректор - проректор по учебной работе МГТУ им. Н. Э. Баумана, зав. кафедрой:
- О сроках обучения говорить бессмысленно, пока нет профессиональных образовательных стандартов. И у работодателя, и у нас с вами нет этого паспорта: для какой работы готов бакалавр.
Далее, если мы посмотрим стандарты сегодняшние, магистр и инженер - это один уровень. А направленность разная. Это касается и учебного плана, и сферы его будущей деятельности. Но магистр должен быть либо педагогическим работником высшей школы, либо научным работником. Сегодня же магистр, отучившийся 6 лет, - это фактически тот же инженер.
У нас уже 15 лет девяносто процентов выпускников - специалисты. Но бакалавры тоже нужны, например, в информатике и вычислительной технике. Для нормального трудоустройства здесь достаточно четырех лет обучения. Бакалавр - это исполнитель, это репродуктор. А вот магистр - это уже уровень разработчика.
Важно, чтобы вместе с уровнями образования появилась какая-то система пересчета. Ведь когда к нам приезжают ребята, отучившиеся 2 года в Европе, мы не можем перевести не только с французского наименование дисциплины, но и толком не можем понять, чему их там учили. Количество учебных часов в общем-то вторично. Главное - содержание и качество образования.
Бакалавр не работает по специальности? Ну и что?
А. Милкус:
- По-моему, это утопия думать, будто все бакалавры будут работать по специальности. Во Франции 70 процентов выпускников вузов идут совсем в другие сферы. При этом образование во Франции в отличие от России полностью бесплатное. Я поинтересовался: зачем вы тратите столько государственных денег практически впустую? Мне ответили: государству выгодно иметь образованных граждан. Условно говоря, такой человек не будет плевать мимо урны.
Мне вот что интересно: в первоначальном варианте закона предполагалось, что бакалавр перед тем, как поступит в магистратуру, должен какое-то время отработать на производстве. Сохраняется ли это положение?
Н. Розина:
- В законопроекте обязательной практики перед магистратурой нет. Но нужно понимать: 70 процентов выпускников сразу меняют свою траекторию после выпуска из вуза, узкую же специализацию вообще используют меньше десяти процентов выпускников. Вузам, которые стали работать с магистратурой, намного легче: они готовят магистров уже под конкретный заказ.
ЕФРЕМОВ Александр Петрович, первый проректор РУДН, профессор:
- Многоуровневая система в нашем вузе существует уже 18 лет, из них 14 лет мы выпускаем бакалавров и магистров. В РУДН есть весьма положительный опыт, и, на мой взгляд, мы можем давать некоторые оценки и советы. Главное - в течение всех прошедших лет ни один наш выпускник-бакалавр не оказался на бирже труда. Ребята приезжают из многих регионов, а после выпуска спокойно находят престижную работу и у себя дома, и в столице.
При необходимости возвращаются к нам и заканчивают магистратуру. По сути, магистратура - это первая глава кандидатской диссертации. Уровневая система в рамках закона в нашей стране существует уже давно, но вузы не мотивированы ее внедрять, и в целом о ней у нас мало известно. Взять хотя бы врачей.
Все говорят, что это «моно-программа». Однако после 6 лет учебы выпускников-медиков не допускают к врачебной практике, пока они не пройдут интернатуру или ординатуру: а это, по сути, и есть магистерская специализация - только названия другие. Поэтому со сроками обучения в бакалавриате нужно быть аккуратнее. Чтобы те же медики не выпадали из общепринятой системы высшего образования.
По практике нашего вуза - и на мой взгляд - должна быть возможность обучения в магистратуре по госбюджету. Если студент отлично учился, то почему бы ему не дать возможность поступить на бюджетное место? Но при этом не стоит в законе четко прописывать количество бесплатных мест в магистратурах. Ведь эта цифра может меняться из года в год - в зависимости от того, сколько денег нам перепадет из бюджета.
Понятно, что возможность поступить в бюджетную магистратуру должна быть только у бакалавров. Ведь дипломированный специалист и магистр находятся на одном образовательном уровне - и тот и другой могут продолжить обучение в аспирантуре, в том числе - бюджетной.
Вполне возможно, что новый закон ускорит вхождение России в Европейское академическое пространство, но меня беспокоит та спешка, в которой этот закон принимается. Боюсь, что после такого внезапного решения многие вузы будут только делать вид, что внедрили уровневую систему, а фактически - работать по старой схеме. Не исключено, что в каких-то вузах действующая система будет просто сломана. И при всем этом новый закон по-прежнему не регламентирует третий уровень - доктора философии. А это все равно придется делать. Так что я бы с новым законом не спешил.
ГЛАДКОВ Геннадий Иванович, заместитель проректора по учебной работе МГИМО (У), координатор по Болонскому процессу, профессор:
- Наш вуз принимал самое активное участие в том, чтобы Россия подключилась к Болонскому процессу. Мы очень тщательно изучили систему, которую нам предлагают. Там много положительных вещей.
Мы в МГИМО поддерживаем идею четырехлетнего бакалавриата, так как наши студенты обязательно изучают два иностранных языка, а это требует много учебного времени, но нельзя не отметить, что бакалавриат может быть и трехлетним, однако тогда в магистратуре придется учиться не год, а два. Могут быть две формулы: 3 года - бакалавриат и 2 - магистратура или 4 - бакалавриат и 1-г - магистратура. Предлагать только один вариант - «4+2» - это не совсем корректно.
В многочисленных внутрироссийских дискуссиях по Болонскому процессу часто приводится главный аргумент против новой системы: бакалавр никому не нужен, его никто не принимает на работу. Но ведь большинство студентов-старшекурсников, особенно в регионах, идут работать, еще не окончив вуза!
Часто они на четвертом-пятом курсах даже не ходят на занятия - лишь бы сдать экзамены и получить долгожданный диплом специалиста. Получается, что они искусственно оттягивают свое полноценное вхождение в народное хозяйство.
Многие бакалавры не хотят так долго учиться, им достаточно 3 - 4 лет. Наверное, это правильно. По крайней мере опыт Европы нас в этом убеждает. Но бывает и наоборот, когда молодой человек поработал и приобрел опыт, и тогда даже бывший беспомощный троечник находит себя, он осознает, что ему нужно дополнительное магистерское образование или даже другой профиль, у него другие стимулы появляются. Он начинает всерьез учиться.
ВИЛЬСОН Александр Львович, президент Ассоциации Негосударственных Образовательных Организаций России (АсНООР), профессор:
- Меня смущает то, как мы все делаем. Сначала принимаем закон, а потом начинаем оправдываться. Такое ощущение, что никто не хочет брать ответственность на себя.
Мы твердим, что наши школы самые лучшие, наше фундаментальное образование самое лучшее. Но при этом по уровню знания русского языка наши выпускники на сорок первом месте в Европе, по математике - на двадцать восьмом. Это данные ЮНЕСКО.
Почему бы нашим законодателям не задуматься: если вы бюджетные денежки тратите, так и отрабатывайте три года. Почему не вернуться к этому? Есть альтернатива - негосударственные вузы. Пожалуйста, плати и после вуза иди, куда хочешь. Хочешь - на третье образование высшее, на пятое высшее. Но если государство деньги в тебя вложило, то будь любезен их отработать.
Больше практики!
ЖУРАВЛЕВА Тамара Васильевна, ректор Московского института управления, кандидат филологических наук:
- Для меня никогда не было такой проблемы: принимать закон или не принимать, потому что давно происходит процесс интеграции экономики, образования, культуры. И невозможно этой тенденции сопротивляться. Поэтому рано или поздно нам пришлось бы реформировать наше образование. Проблема скорее именно в переходном периоде, который, естественно, сам по себе болезненный. Жалко, конечно, расставаться с тем, к чему мы привыкли и что мы ценим, ценим совершенно заслуженно. Желательно в ходе реформы сохранить все лучшее.
Определять сроки подготовки по программам бакалавриата в разных сферах должны учебно-методические объединения. Они должны решить, какой срок подготовки оптимален по программе данной специальности.
Мне кажется, что главная проблема на данный момент - недостаточное программное обеспечение бакалавриата и магистратуры. Думаю, необходимо, чтобы УМО активизировались в разработке учебных программ разных уровней по специальностям.
Особенно важно прописать те навыки и умения, которые будут характерны для каждого уровня. Потому что от этого, в свою очередь, зависит выбор будущего студента, а затем его работодателя. Хотелось бы еще, чтобы в новых программах была увеличена доля практических знаний и навыков, что очень актуально в наше время.
Вторая проблема - информированность людей, которые потом к нам придут учиться. Сегодня она очень слаба в отношении реформы образования. Периодически появляются публикации разного характера, которые скорее пугают, чем объясняют. Поэтому большинство населения не только не в курсе, но и опасается нововведений, которые предлагаются.
ПИЛИПЕНКО Павел Павлович, ректор Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор:
- Понятно, что тот законопроект, который мы сегодня обсуждаем, будет принят. Но для вуза самое главное, чтобы механизм перехода к уровневой системе не дискредитировал саму идею. А этого механизма пока нет.
В нашей стране сложилась многоступенчатая система подготовки. По многим образовательным программам есть и бакалавриат, и специалитет, и магистратура. Так вот, сегодняшний рыночный спрос - не в пользу бакалавриата и магистратуры. Об этом свидетельствует официальная статистика, это подтверждается и на опыте работы нашего вуза - Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова.
Поэтому законопроект, отменяющий специалитет по многим образовательным программам, можно назвать противоестественным, не рыночным, запретительным. Я говорю о таких специальностях, как юриспруденция, менеджмент организации, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, журналистика, лингвистика. Абитуриенты, желающие сегодня пройти обучение по этим специальностям, потеряют такую возможность в будущем. У них не останется выбора: будет только бакалавриат и магистратура.
Разработчики законопроекта нам говорят: после принятия закона будет постановление правительства РФ, в котором дадут перечень специальностей, по которым остается специалитет. Но должно быть все наоборот. Сначала нужно огласить, по каким образовательным программам не будет специальностей, чтобы каждый вуз мог заранее подготовить свою учебно-методическую базу к бакалавриату и магистратуре, а только потом принимать и вводить в действие этот законопроект. Вуз должен создать соответствующий потенциал для подготовки студентов по новой системе: учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы, преподавательские кадры, умеющие работать по новым правилам. А пока даже нет новых образовательных стандартов. Почему мы спешим? Важно прописать и заранее объявить методику перехода на эту новую систему образования. Иначе сама идея будет просто дискредитирована.
САВИН Станислав Леонидович, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт), профессор:
- Работодатели по-прежнему считают бакалавриат незаконченным высшим образованием. А ведь это не так! Это полноценный дипломированный работник.
Я не согласен с тем, что специалисту нельзя будет поступить в магистратуру - даже за деньги. Ведь это может быть первым этапом будущей аспирантуры! Экзамены при приеме в магистратуру должны быть.
На мой взгляд, нам нужны бакалавры-специалисты. Молодой выпускник должен быть защищен и востребован. Поэтому для бакалавров лучше оставить срок обучения - 4 года. Большинство специальностей требуют именно такой подготовки. В программе обязательно должен быть курс практических занятий.
Наши программы бакалавриата единственные в России прошли европейский аудит. Они уже аккредитованы западными ассоциациями. И бакалавриат, и магистратура, и программы МBA.
Вообще есть ощущение, что это реформа ради самой реформы. Главная-то задача - повысить качество образования. Отсюда увеличится востребованность наших выпускников. И это главный показатель для вуза.
ЗАБЕЛИН Алексей Григорьевич, ректор Московской финансово-юридической академии, профессор:
- Многоуровневая система образования бакалавр - специалист - магистр в Московской финансово-юридической академии введена с 1995 года, а профильный бакалавриат сегодня работает по 30 специальностям. Прием в магистратуру пока небольшой, и мы принимаем не только своих бакалавров, но и выпускников других вузов. У родителей наших студентов еще существует устойчивый стереотип, что бакалавр - неполное высшее образование, и абитуриенты выбирают в основном специалитет. Но опыт последних лет показал, что работодатели предпочитают брать на работу студентов уже со 2 - 3-го курсов академии, которые хорошо зарекомендовали себя на учебной практике. С работодателями в академии налажен тесный контакт через наше кадровое агентство PRS, именно поэтому мы можем успешно прогнозировать потребности бизнеса в нужных специалистах. Прием студентов в академию растет, и, по нашей статистике, наибольшее количество поступающих в вуз получили рекомендацию от своих знакомых, ранее окончивших МФЮА. Мы не можем обмануть ожиданий наших студентов - претендент на высокооплачиваемую работу должен иметь хороший образовательный и личностный потенциал.
МНЕНИЕ СТУДЕНТА
В ходе «Круглого стола» случился экспромт. В самый разгар беседы слово попросила девушка, которая аккредитовалась на мероприятие как журналист.
- Меня зовут Екатерина Попова. Я приехала из Санкт-Петербурга, учусь в вузе, - краснея, рассказала барышня. - Я ехала ночь в сидячем вагоне и ждала с четырех утра в соседнем парке, чтобы послушать вас. Раньше у меня было мнение: что они там себе думают? И вот теперь я поняла: реформой занимаются люди неравнодушные, компетентные.
Теперь по теме. Много говорили о проблемах преподавания, качества обучения. Но не забудьте, что у всех молодых людей разный уровень подготовки. Как можно всех под одну гребенку равнять, когда школы абсолютно разные? В законопроекте очень много хороших вещей, но все-таки будьте осторожны, когда вы говорите про сроки. На сроках может все и закончиться.
По материалам газеты Комсомольская правда.