Законопроект о всеобщем среднем образовании - это профанация, считает депутат Госдумы Олег Смолин
Опубликовано 13 июля 2007Законопроект о всеобщем среднем образовании - это профанация, заявил журналистам первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин. Он пояснил, что об этом говорится в Открытом письме, которое было направлено спикеру Совета Федерации Сергею Миронову. Письмо подписала группа депутатов и сенаторов во главе с академиком РАН, Нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым. Письмо подписали и известные российские педагоги.
Авторы письма при этом убеждены в том, что переход к всеобщему среднему образованию в эпоху "экономики знаний" и высоких технологий - это достойная и своевременно поставленная цель. Но именно в данном виде закон чреват самыми тяжкими последствиями. Причин для такого вывода несколько:
Задача перехода к всеобщему среднему образованию уже ставилась и решалась в СССР. Несмотря на долгосрочный характер программы и выделение значительных интеллектуальных, материальных, административных ресурсов задача в полной мере решена не была. Этот опыт показывает, что переход к всеобучу - весьма сложный процесс, требующий самого серьезного отношения. Однако под предлагаемым законом нет фундамента:
- не существует ни концепции новой школы, ни представления о новом содержании общего образования;
- как известно, проблема образовательных стандартов за 15 лет так и не нашла решения;
- плана перехода к всеобучу также не существует;
- соответственно, не известна цена вопроса (Правительство полагает, что закон не потребует финансовых расходов, а Общественная палата оценивает их в 30-40 млрд рублей);
- верная в принципе социально-ориентированная идея Президента абсолютно выхолощена. Вместо того чтобы создавать необходимые условия для получения гражданином полного среднего образования Правительство свело закон к попытке заставить родителей продолжать обучение детей после 9-го класса независимо от того, есть ли у них для этого возможности;
- никаких мер для повышения статуса учителя как основы качественного образования закон не предлагает;
- в отношении к школе по-прежнему будет господствовать "остаточный принцип" финансирования.
Авторы письма также полагают, что законодательный акт, ориентированный на создание полной системы предпосылок для всеобуча, заслуживает специального закона, а не разрозненных бессистемных поправок. В законе не прописаны формы ответственности за его неисполнение. Не просчитаны социальные и педагогические риски. В этих обстоятельствах статья 7 ("закон вступает в силу с 1 сентября 2007 года") вызывает крайнее удивление, если не смех сквозь слезы.
Если Правительство отнеслось к поручению Президента, мягко говоря, легкомысленно, то профильный комитет Госдумы прямо извратил плодотворную образовательно-политическую идею.
Во-первых, отныне ребенок, получивший "годовой неуд" хотя бы по одному предмету, не сможет продолжать образование в очной школе, зато он будет получать его в "иных формах". Таких форм закон знает только три: очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Другими словами, неуспевающему ребенку закон запрещает продолжить очное общее образование не только в школе, но и в ПТУ и в среднем специальном учебном заведении. Вместо защиты прав ребенка предлагается новый вид его дискриминации!
Во-вторых, группа депутатов профильного Комитета Госдумы (Н.И. Булаев, Э.Ш. Хамитов, В.В. Семаго, М.В. Баржанова) предложила поправки к закону, не имеющие никакого отношения к его предмету. Этими поправками резко ограничивается право педагога на выбор используемых учебников и учебных пособий, но зато государство получает право в нарушение всех конкурсных принципов отбирать для школы не только учебную литературу, но и круг организаций, уполномоченных на ее издание. Легко прогнозировать, что подобные нововведения приведут к монополизации рынка и коррупции чиновников.
К сожалению, в последнее время в сфере образования сложилась порочная система принятия решений. Они принимаются поспешно и келейно, содержательные дискуссии отсутствуют, мнения оппонентов игнорируются. Ситуация, при которой в демократической стране съезд работников образования не созывался с 1988 года, становится уже неприличной. Такой стиль реформирования "сверху" системе образования абсолютно противопоказан. Проблемы образования живо интересуют практически всех и каждого. Взвешенные решения могут быть только результатом активной профессиональной и общественной дискуссии. Исторический опыт и России, и других стран свидетельствует, что непродуманные решения рано или поздно неизбежно отторгаются системой образования и обществом. Но издержки непомерно велики. Последний яркий пример - история с ЕГЭ, породившая массу скандалов.
Школа была, есть и будет зоной особой ответственности семьи, общества и государства. В семье и школе проживаются решающие периоды в жизни человека - детство, отрочество, юность. Ошибки, допущенные взрослыми в этот период, крайне трудно исправить позднее. Школа - институт народообразующий: именно здесь главным образом передается культурная традиция.
Сегодня в системе образования накопилось множество острых проблем. Недопустимо низкий статус учителя имеет как следствие - отсутствие стимулов к профессиональному росту, в том числе у молодежи. Нарастает кадровая деградация. Позорны для России утрата интереса к чтению и состояние библиотек. Заметно снижается уровень знаний школьников и студентов. Крайне негативное влияние на новое поколение оказывает экспансия "антикультуры". Острый кадровый дефицит указывает на наличие больших и трудных проблем государственной политики в отношении начального и среднего профессионального образования. А отсутствие "социального лифта" и нарастание неравенства возможностей в доступе к качественному образованию имеет следствием асоциальное поведение молодежи и грозит уже социальными потрясениями.
Возрождение российской школы требует резкого увеличения общественного труда, вкладываемого в образование и придания ему нового качества. Для этого нужны мощные согласованные усилия общества и государства. Столь необходимый исторический прорыв России немыслим без эффективной системы образования.
"Вот почему мы считаем, что сегодня пришло время определиться и наметить принципиально новый курс в образовательной политике. Время бюрократических инициатив отдельно взятых "реформаторов" подошло к концу. Как воздух нужна глубоко продуманная и хорошо просчитанная долгосрочная программа развития национальной системы образования, тесно увязанная с общей стратегией развития страны. Программа, способная увлечь и привлечь талантливых людей", - говорится в письме.
Авторы предлагают:
- ввести мораторий на инициативы Министерства образования и науки РФ в сфере образования и провести широкую общенациональную дискуссию о путях развития российской образовательной системы на ближайшие 10-15 лет;
- подвести итоги дискуссии и принять необходимые программные документы на Чрезвычайном съезде работников образования страны.
Об этом сообщает ИА "ФК-Новости".