Поволжский Образовательный Портал

Знание приобретает значение самостоятельного экономического ресурса. Обладание им — залог высокой конкурентоспособности человека, компании, региона

Опубликовано 10 сентября 2007

Общее утверждение о важности роли знания в экономике не выглядит чем-то новым, ведь производство всегда было основано на различных формах знания. Очевидно также, что традиционные факторы производства содержат в себе знание в виде как интеллектуального, так и информационного ресурсов.

Пока еще экономика многих стран ориентирована на производство материальных благ. Цены на нефть, газ, черные и цветные металлы растут. Однако будущее экономики — это производство знаний. Сегодня сила воздействия знания на экономику возрастает до такой степени, что знание становится самостоятельным и ключевым фактором производства, источником роста. По расчетам Всемирного банка, уже сегодня ежегодный оборот высоких технологий и наукоемкой продукции на мировом рынке в 4–5 раз превышает оборот сырья.

Особая роль знания в экономическом развитии объясняется тем, что в современных условиях необходимо стремительно реагировать на изменения: быстрые перемены постоянно подталкивают к созданию нового знания и являются его результатом. Именно оно необходимо для поддержания конкурентных преимуществ. Приоритетной становится не ценовая конкуренция, а конкуренция за людей, за их знания.

Знание — это особый создаваемый ресурс, и по определению оно всегда должно быть актуальным и своевременным. Накопление знаний — это источник появления нового знания. В мировой образовательной практике за последние 10–15 лет были разработаны различные подходы. Наибольшей известностью пользуется такая классификация: знание «что» (знание как факт), знание «почему» (понимание основных правил, принципов, идей) и знание «как» (ноу-хау).

Конечно, всегда важен сам процесс познания, что происходит, как правило, в учебных аудиториях и путем самостоятельной работы. Это и относится к первым двум элементам. Однако традиционный акцент только на знание «что» и «почему» идет вразрез с мировыми тенденциями инновационного развития экономики. Все дело в том, что в основе новейшего мирового опыта развития лежит более широкий взгляд на инновацию, когда она рассматривается одновременно как технический и социальный процесс. Российская же практика больше ориентирована на понимание инновации как создание новой продукции, внедрение новых методов производства и управления, освоение новых рынков и прочее.

Интересно, что английское содержание знания «как» имеет выраженный социальный контекст. Речь идет о знании, которое приобретается опытным путем, путем межличностных контактов. Поскольку здесь отсутствует прямое указание на новизну знания, то, следовательно, важен прежде всего сам способ получения знаний. Новые информационные технологии изменяют структуру навыков и умений в пользу приобретения знания. Однако, чтобы идти в ногу с изменениями, необходимо и осознание того, как строить коммуникации, как сотрудничать и взаимодействовать, находить компетентных партнеров, распоряжаться нужными ресурсами. Такое знание возникает в ходе диалогового сотрудничества, которое становится сегодня более важным, чем когда- либо.

Не следует считать такое сотрудничество самоочевидным, оно напрямую вытекает из специфики знания как ресурса. Его легче передавать лицом к лицу, чем через длинные каналы связи. Собственно говоря, именно так происходит передача знаний в учебных аудиториях университетов, в центрах повышения квалификации. Однако объем знаний, которые появляются в ходе межличностных контактов вне университетских аудиторий, сегодня весьма значителен. Процессы его получения вполне могут рассматриваться как обучающие, локализованные процессы, требующие соответствующей поддержки.

Такое знание в сочетании с современными методами получения знаний в университетах, с особенностями и уникальностью продукции, управлением производством, финансовым менеджментом становится непременной составляющей конкурентоспособности. Фирмы, которые могут это обеспечить, преуспевают, опережая своих конкурентов.

Главное здесь в том, что накопление информационных и коммуникационных способностей или, как сегодня говорят, компетенций делает конкурентоспособными самих работников.

Чтобы обеспечить появление нового знания в таком формате, должны создаваться условия, которые формируют среду для взаимодействия между разными субъектами экономики. Наиболее вероятной представляется территориальная региональная логика решения вопроса, когда субъекты региона понимают, что они заинтересованы в его развитии, так как получают обратные положительные эффекты от взаимодействия с другими субъектами.

Создание таких условий по существу означает развитие новых форм партнерства на региональном уровне в рамках программ конкурентного развития Пермского края. Например, для эффективного использования университетского потенциала региона необходимо, чтобы университеты встраивались в локальные сети, в которых происходит формирование стержневых компетенций региона по предметным направлениям.

Для этого в свою очередь необходимо расширение спектра участия университетских специалистов в решении практических проблем региона, а также спектра взаимодействия университетов с властью. И то и другое — суть предпосылки получения новых знаний о регионе. Чтобы усилить мультиплицирующий эффект экономических знаний, следовало бы подумать о создании в Перми собственного экономического технопарка, который бы объединил усилия академических и университетских экономистов в решении региональных проблем. Необходимы импульсы краевой власти для решения всего комплекса возникающих проблем, что вполне возможно ожидать от нового краевого Министерства промышленности, науки и инноваций.

Юрий Перский, заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики ПГУ.

 

Другие матералы рубрики: