Поволжский Образовательный Портал

Проблема итоговой государственной аттестации решена. Теперь, хотят того или нет нынешние десятиклассники, они должны будут сдавать единый государственный экзамен

Опубликовано 24 сентября 2007

Проблема итоговой государственной аттестации решена. Теперь, хотят того или нет нынешние десятиклассники, они должны будут сдавать единый государственный экзамен по 7 предметам по окончании школы. Насколько это реально и реально ли это вообще?
В начале этого учебного года мы решили провести исследование о том, как относятся десятиклассники этого года к внедрению обязательного ЕГЭ в качестве выпускных испытаний. Исследование проводилось в общеобразовательных учреждениях Ленинского района города Екатеринбурга в два этапа.

На аналитико-теоретическом этапе учащимся были предложены следующие анкеты, предполагающие односложных ответов «да» или «нет»:
1. Нуждается ли образование во введении обязательного ЕГЭ для выпусников?   
2. Положительно ли отразится ЕГЭ на поступлении в ВУЗы страны?       
3. Откажется ли государство от ЕГЭ при неудачном опыте с первым потоком сдающих?
4. Объективно ли оценивает ЕГЭ теоретические* знания выпускника?       
5. Объективно ли оценивает ЕГЭ практические** знания выпускника?       
6. Можно ли рассчитывать на везение при сдаче ЕГЭ?       
Примечания:
* Тестовая часть ЕГЭ
** Письменная часть ЕГЭ

Этот этап показал, что учащиеся не считают введение обязательного ЕГЭ необходимостью. 86% школьников ответили «нет» на первый вопрос. Еще больше отрицательных ответов последовало на вопрос о влиянии такого варианта выпускного экзамена на поступление. Но как ни странно, десятиклассники не считают, что государство даже при провале первичного опыта будет в состоянии отказаться от новой системы проведения итоговой государственной аттестации. Все 100% опрошенных ответили негативно на поставленный вопрос.

Первая часть единого госэкзамена, на взгляд учащихся, более-менее объективна. С этим согласилось 65% опрошенных. Но вот письменная часть не вызывает у них доверия. Лишь 29% будущих выпускников согласны с объективностью оценки части С. Быть может, это сказано тем, что при написании сочинения по литературе знания могут быть оценены менее корректно, чем при решении последней части экзамена по математике. Пролил свет на этот вопрос второй этап исследования,- практический.
В теоретической части приняло участие 100 человек из ОУ №№ 10, 17, 55, 93, 109, 120, 140, 152, 161, 181. На практическом этапе прошло собеседование с десятиклассниками из школьных советов старшеклассников Ленинского района. Так как они наиболее социально активны, они имеют более обоснованный и объективный взгляд на актуальные проблемы сегодняшнего дня.
В этапе приняло участие по 2 активиста из ОУ №№ 17, 93, 120, 140, 152, 181.

Отношение учеников к проблеме ЕГЭ на данный момент неопределенно. Кто-то говорит о его полезности в современной системе образования, кто-то наоборот. Наиболее позитивно о ЕГЭ отозвались пятеро человек. По их словам, инициатива введения именно этого варианта итоговой госаттестации может адекватно оценить возможности и способности выпускника к поступлению в вузы различного уровня. Само собой, оценка, полученная на ЕГЭ, не может являться абсолютной. Существует множество факторов, которые могут повлиять на результат, но при этом при хороших баллах будет проще поступить, прямым образом сдав сертификаты с полученными итогами в приемные комиссии институтов и поступить.

Больше половины старшеклассников выразили негатив к единому госэкзамену, так как не считают, что все их сверстники смогут пройти столь сложное испытание, да и свои шансы они оценивают в некоторых случаях невысоко. Они объясняют это тем, что на уроках предъявляются меньшие требования нежели на экзамене. Невозможно рассчитывать на моральную поддержку своих преподавателей во время ЕГЭ, говорят они, и это так же накладывает свой отпечаток на успешность сдачи выпускных испытаний.
И действительно, ЕГЭ – это тот экзамен, где исключено, какое бы то ни было, «проникновение» родного преподавателя к своему ученику. Учеников смущает этот факт.

Не меньше их смущает и то, что ЕГЭ по русскому языку, литературе, истории и другим предметам творческого цикла не может объективно оценить способностей учащегося. Ведь на сочинение по литературе будет выделено не 6 часов как обычно, а гораздо меньше и развить какие-то интересные мысли за этот промежуток будет намного сложнее.

На ЕГЭ по истории десятиклассники боятся вопросов с датами. Они считают, впрочем, как считают и многие историки, эта наука не строится на числах. Она строится на людском опыте, на ошибках прошлых лет. Однако, на самом деле в вариантах госэкзамена очень много вопросов именно на знание дат. В этом учащиеся видят очень большое заблуждение создателей тестов.

На собеседовании с активистами из советов старшеклассников выяснилось, что сдача экзамена в форме защиты исследовательского проекта или в форме ответов на билеты гораздо перспективней, чем в форме ЕГЭ, так как это позволяет сдавать ученику именно то, что ему интересно изучать.

Всё-таки позиция будущих выпускников остается консервативной, но пока что в каких-то аспектах необъективной, потому что… Потому что посмотрим… Ведь ЕГЭ, несмотря на всю свою масштабность, пока что утвержденная перспектива. Что будет от полного внедрения его в нашу жизнь, узнаем в 2009-ом.

Об этом сообщает интернет издание Компас абитуриента.

Другие матералы рубрики: