Через год у нас будет, как в Европе: вузы начнут готовить бакалавров и магистров, а студенты должны будут получить право продолжить образование в зарубежных университетах
Опубликовано 15 октября 2007Вчера Госдума приняла законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Через год у нас будет, как в Европе: вузы начнут готовить бакалавров и магистров, а студенты должны будут получить право продолжить образование в зарубежных университетах. Эти условия оговорены Болонским соглашением, которое подписала Россия.
В чем различие первой и второй ступени? Бакалавриат за 4 года готовит квалифицированных сотрудников в производственной или социально-экономической сфере. Вроде те же инженеры, но без ученых амбиций. А магистратура (или специалитет) готовит выпускников к научно-исследовательской деятельности и аналитической работе. Для этого понадобится никак не менее пяти лет. Если дипломированный специалист захочет подняться на следующую ступеньку, он обязан заново сдать экзамены в магистратуру и учиться теперь уже на платной основе, поскольку это будет считаться вторым высшим образованием. Попасть в аспирантуру можно только из магистров.
Скорее всего, абитуриенты не сразу захотят стать бакалаврами - вроде как неоконченное высшее образование. Вот если они провалятся на экзаменах в магистратуру, то тогда, пожалуй, согласятся на меньшее. Скорее всего, уже на ближайших вступительных экзаменах молодежь будет писать заявление: "Примите меня в магистратуру, а если не пройду по конкурсу, то в бакалавриат". Для студентов в новой системе есть одно преимущество: они получат "корочки" международного образца, с которыми при желании и при деньгах смогут повышать квалификацию за границей. Общие правила образования способствуют мобильности трудовых ресурсов. Хотя тут есть риск "утечки мозгов" - если не самых лучших, то, безусловно, молодых. Ректор МГУ Виктор Садовничий уже высказывался в том духе, что, переняв чужой стандарт образования, Россия начнет готовить лаборантов для Запада. Не более того.
Приживется ли эта двухуровневая система? Не потеряет ли наше образование главное свое преимущество - фундаментальность? Что выиграет народное хоз яйство от новшества, найдут ли бакалавры себе место на рынке труда? Об этом сейчас спорят, но только время покажет, кто прав.
Первыми на двухуровневую систему образования перейдут инженерные вузы. Уже с будущего года они начнут набор в бакалавриат и магистратуру. Мы позвонили в вузы, где скоро начнется эксперимент .
Виктор СОЛОВЬЕВ, проректор по учебной работе Московского института стали и сплавов:
- Мы сознательно идем на бакалавриат. Пятилетняя подготовка специалиста в отсутствие системы государственного распределения связывает выпускника по рукам и ногам. Не нашел себя на производстве - что остается? Переучиваться заново? А система 4 плюс 2 позволяет получить общую инженерную подготовку - базовое профильное образование. С ним можно идти в любую сферу экономики. Сейчас мы в плену учебного плана: даем много лишнего в программе, даже повторяем школьные знания. Так что резерв для сокращения времени подготовки есть.
Магистратуру выпускники выбирают более ответственно. Причем когда говорят о платном обучении на магистра, то ставка делается на фирмы, заинтересованные в повышении квалификации специалиста. Важно, что сам вуз будет составлять программу для магистров с учетом пожеланий заказчика.
Игорь ФЕДОРОВ, ректор МГТУ имени Баумана:
- Инженеров - разработчиков новой техники, которых готовит наш вуз, невозможно обучить за 4 года. У нас срок обучения почти 6 лет. Хотя сама по себе двухуровневая система неплоха. Мы частично опробовали бакалавриат для отдельных специальностей - таких, как инженер по обслуживанию библиотечных баз данных. Если рассуждать, что всех инженеров все равно приходится доучивать на производстве, тогда сойдет и бакалавр. В Америке мало университетов нашего уровня, важно не потерять завоеванный уровень.
Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования:
- Непонятно, что при новой системе будет с педагогическими, медицинскими, творческими вузами? Надеюсь, они не станут выпускать недоучек.
А что наши дипломы начнут сразу признава ть за рубежом - заблуждение. Участники Болонского соглашения поставили условие: сначала искоренить в системе образования коррупцию, а также покупку дипломов. После этого можно будет говорить о признании.
Остается добавить, что пока реформы не улучшают наше образование. По рейтингу, составленному Шанхайским университетом, с начала 1990-х годов российское образование опустилось с 67-го места на 126-е.
По материалам газеты Труд.