Стабильно растущая российская экономика сегодня прежде всего нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей
Опубликовано 15 октября 2007Главные, первостепенные задачи по подготовке специалистов связаны с требованиями рынка труда. И стабильно растущая российская экономика сегодня прежде всего нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей.
Об этом заявил Президент России Владимир Путин, выступая во вторник на встрече с членами Совета законодателей. Ее главной повесткой стало обсуждение законодательного обеспечения подготовки и переподготовки специалистов для нужд российской экономики и государственной службы.
Президент отметил те положительные сдвиги, которые произошли в этой сфере. В сжатые сроки создана правовая база участия в приоритетном национальном проекте «Образование» инновационных вузов, техникумов, училищ, других учреждений. Законодательно установлена обязательность среднего (полного) общего образования.
Вместе с тем на рынке труда сохраняются серьезные диспропорции спроса и предложения, прежде всего выражающиеся в дефиците кадров инженерно-технических и рабочих специальностей.
«Их дефицит уже остро ощущается в стройиндустрии, инфраструктурном комплексе, некоторых других сферах, – подчеркнул Владимир Путин. – Кроме того, спрос на квалифицированные рабочие руки растет в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в жилищно-коммунальной сфере».
Низким остается и качество подготовки специалистов. По мнению работодателей, выпускники профучилищ, лицеев, колледжей и техникумов далеко не в полной мере удовлетворяют современным профессиональным требованиям, отметил Президент. Поэтому главным условием приема на работу часто становится не образование как таковое, а прежде всего стаж работы по специальности. «В такой ситуации молодым выпускникам довольно тяжело трудоустроиться. И рабочих рук не хватает, и люди попадают в трудную ситуацию», – подчеркнул Владимир Путин.
«Эти проблемы уже обсуждались на заседаниях Совета по нацпроектам, на встречах с представителями бизнес-сообщества, в других форматах. И, как вы знаете, были предложены варианты их законодательного решения», – напомнил Президент.
Первостепенная роль в решении этих проблем принадлежит органам законодательной власти субъектов Федерации – предоставление начального и среднего профобразования, за некоторыми исключениями, отнесено к ведению регионов еще в 2003 году. В этой связи Владимир Путин предложил законодателям обратить внимание на ряд «узловых моментов».
Система подготовки кадров должна отвечать современным потребностям рынка труда и становиться более вариативной, более гибкой, мобильной. В этом, по мнению Президента, прежде всего поможет переход на подушевое финансирование. Учреждения должны конкурировать за привлечение учащихся, а значит, стремиться к повышению качества образовательных услуг. «И потому региональные программы профобразования нужно ориентировать именно на эти – экономические – принципы», – указал Президент.
Во-вторых, надо повышать привлекательность отдельных специальностей и делать доступным обучение по дефицитным в территориях профессиям. Здесь можно подумать о повышенных стипендиях и иных формах доплат из бюджетов регионов, предложил Владимир Путин.
В-третьих, нужно адаптировать к требованиям производства стандарты профессионального образования – начального, среднего и высшего – и повысить самостоятельность учреждений в выработке образовательных программ.
И, в-четвертых, надо поднять требования и к качеству подготовки управленческих кадров. Владимир Путин напомнил, что в России в рамках нацпроекта «Образование» уже создаются бизнес-школы мирового уровня – в Москве и Санкт-Петербурге. «Но управленцев высокого уровня надо готовить не только в центре, не только в столичных городах – необходимо поддержать это направление и в регионах», – предложил Президент.
Сегодня многое в подготовке специалистов зависит от бизнеса – основного заказчика кадров, и дальнейшее развитие системы профобразования в немалой степени определяется эффективностью частно-государственного партнерства. «Задача законодательных собраний регионов – помочь сформировать его правовую базу», – подчеркнул глава государства.
Кроме того, важно найти действенные правовые стимулы для привлечения частных инвестиций в развитие материально-технической базы учреждений, указал Владимир Путин. Он напомнил, что в рамках нацпроекта «Образование» господдержку уже получили инновационные училища, лицеи, техникумы и колледжи. «Для модернизации всей системы подготовки и переподготовки специалистов надо оснащать и другие образовательные центры – те, которые готовят кадры по востребованным в регионах специальностям», – отметил Президент.
Говоря о кадровых вопросах, Владимир Путин обратил внимание и на проблему подготовки кадров для системы государственного управления: в квалифицированных специалистах нуждается не только экономика, но и в не меньшей степени государственные органы, муниципалитеты, особенно после или в ходе проведения соответствующих реформ на муниципальном уровне. Как сообщил глава государства, начиная с 2008 года переподготовка федеральных гражданских служащих будет идти на основе государственного заказа, а в перспективе нужно ставить задачу формирования целостной и постоянно действующей системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы. «Рассчитываю, что ваш Совет уделит самое пристальное внимание вопросам создания правовой базы подготовки в стране современных служащих», – заявил Президент.
С выдержками из стенограммы выступления Владимира Путина на встрече с членами Совета законодателей Вы можете ознакомиться здесь.
Об этом сообщает сайт rost.ru