В. Болотов: Референдума по ЕГЭ не будет
Опубликовано 07 июня 2004Министерство образования и науки наведет порядок в лицензировании вузов и завершит эксперименты
Что на самом деле произошло в результате реструктуризации с бывшим Министерством образования РФ? Не понизилось ли оно в своем статусе? Что приобрело, что потеряло образование России? Что будет с экспериментами? Ниже приведена позиция главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова.
- Многие воспринимают Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки правопреемницей бывшего Министерства образования, но с утерянными полномочиями. На самом деле функции бывшего Министерства образования сегодня разделены между тремя структурами: Министерство образования и науки, федеральное агентство, служба по надзору. Министерство осуществляет стратегию образовательной политики; агентство занимается исполнением политики, а служба осуществляет контроль и надзор. Объем полномочий федеральной власти в области образования в связи с такой реструктуризацией не уменьшился, а распределился по трем структурам.
При подготовке законопроектов представители всех трех структур работают вместе. В правительство все эти документы уходят, разумеется, за подписью Андрея Фурсенко. Ведущая роль остается за Министерством образования. В наши функции целиком вошли: служба аккредитации и лицензирования вузов, ВАК, управление и контроль за качеством образования.
Иногда возникает такой вопрос: получается, что законотворческая деятельность сосредоточена в руках Министерства образования и науки, а значит, в руках заместителей министра - хороших менеджеров, но не специалистов. Есть ли плюсы от такой расстановки кадров?
Я всем отвечаю, что у нас впервые появился госзаказ. И появились люди в управлении образовательными структурами, которые не говорят на нашем птичьем языке профессионалов. Каждую неделю у заместителя министра образования и науки Андрея Свинаренко собирается экспертная группа, обсуждающая проекты. И Андрей Геннадьевич всегда говорит, обращаясь к нам: Сначала объясните мне по-русски чего вы хотите. Потому что если я вас не пойму, то кто поймет тогда. То, что казалось нам традиционным, незыблемым и даже необсуждаемым, теперь осмысливается иначе: А почему этим путем, а не другим?
Конечно, некоторое торможение присутствует и связано оно с объективными причинами. Ведется комплектование новых структур. Известно, что 20% людей не попадают в состав нового министерства. Я ж не могу дать работу главному специалисту, пока не назначен начальник отдела. Но это трудности временные, на уровне главных специалистов - не сегодня завтра проблема будет решена. Здесь сложности еще и в том, что многих людей пригласили работать сразу в несколько структур и они пока выбирают. Есть потеря шага по финансовому потоку, но думаю, к июлю мы все решим. Еще пока трудно по некоторым программам определить, где надзор, где стратегия, а где и реализация. Конкретный пример: полномочия учредителя по вузам выполняет теперь наше агентство (по вузам Минобразования), а по вузам, подчиняющимся Минкультуры, продолжает выполнять эту функцию агентство по культуре. В этом случае надо четко отработать наш формат работы.
...Что касается сохранения преемственности, то по тем экспериментам, за которые отвечаю я, могу сказать следующее: Единый государственный экзамен будет продолжаться. Недавнее Послание президента Владимира Путина Федеральному собранию - убедительное тому подтверждение. Президент фактически его одобрил. Мы продолжаем работать над созданием полиции качества. Будем привлекать к этому процессу работодателя. Эксперимент по профильному обучению только начинается.
...Сейчас много говорят о референдуме по ЕГЭ, но давайте подумаем, можно ли сейчас проводить референдум? Когда каждый человек имеет сознательную позицию по поводу обсуждаемого вопроса. Но сколько людей в России представляют себе, что такое единый экзамен? Скажем, 50% слышали о нем, но тех, кто знает, что это - гораздо меньше. Бабушка представляет, что такое единый экзамен? Нет. Значит, все-таки не референдум, а опрос. Но опросы мы проводили и раньше. Мы опрашиваем целевые группы: школьников и их родителей, учителей. Деканы, вузы которых участвовали в ЕГЭ, непременно при опросах называют больше плюсов от эксперимента. Критикуют же ЕГЭ в основном те, кто не участвовал еще в эксперименте. И критикуют, заметьте, технологию проведения экзамена. В пользе самого экзамена мало кто сомневается.
На будущий год ЕГЭ не завершится. Надо четко себе представлять, что новый регион не сможет по всем предметам участвовать в ЕГЭ, это невозможно по многим причинам. Так что на следующий год все попробуют единый экзамен, но только по одному предмету. Что касается нынешней вступительной кампании, хочу предупредить родителей абитуриентов: не покупайтесь на объявления в интернете о продаже билетов по ЕГЭ. Нет утечки заданий по ЕГЭ. Вы покупаете фальшивки. Все, кто купил такие билеты в прошлом году, потеряли и деньги и время.
... Что касается выбора между кандидатами на поступление в вуз, у которых одинаковые оценки по Единому экзаменe, то в этой ситуации есть хороший выход - олимпиады. Победил на олимпиаде, это твои преимущества при поступлении в вуз. Результаты олимпиад подтасовать невозможно. Что касается других показателей - это вопрос для дискуссии. Школьного балла не будет. Если два абитуриента, поступающие на мехмат, имеют равные баллы, но один из школьников учился в заочной физико-математической школе, а другой - в обычной, предпочтение отдадут тому, который учился в заочной физико-математической школе.Мы предусмотрели тот вариант, когда у ребенка не сложились отношения с учителем (а это случается часто). Сегодня мы обсуждаем вариант очно-заочных олимпиад, в которых ученик может принять участие самостоятельно.