В России останется 50 университетов и 150 институтов, плохо ли то, что в стране меньше народу станет получать высшее образование?
Опубликовано 20 августа 2008О том, сколько в конце концов останется вузов, недавно рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. «Это не сокращение, это ликвидация какая-то!» - скажет кто-то. Еще бы, от нынешней тысячи вузов через пять лет чиновники хотят оставить лишь 15 процентов! Но, как оказалось, не так страшен черт, как его малюют. Смысл реформы читателям «Комсомолки» разъяснил замминистра образования и науки РФ Исаак КАЛИНА.
Неудачник с дипломом
- Сейчас в России 7,5 миллиона студентов. В тысяче вузов и еще двух тысячах филиалов. При этом все эксперты едины: профессиональных кадров, способных преподавать на высоком уровне, у нас хватает на то, чтобы заполнить штаты не более 150 вузов. Нужно прекратить обман молодых людей, общества и экономики. Ведь под видом высшего образования студенты получают его суррогат, псевдообразование даже. Страдают в итоге все: и выпускники, которые не востребованы на рынке труда по своей специальности, и общество, поскольку потрачены деньги и время на то, чтобы студенты учились неизвестно чему.
Не сокращение, а укрупнение
- Так что для того, чтобы обеспечить высокий уровень образования, сокращение необходимо! Аттестация вузов проходит каждые пять лет. Институты и университеты, где преподают плохо и специальности, не востребованные работодателями, мы аттестовывать не будем. Вот и получится, что в течение пяти лет будет происходить постепенное сокращение. Но количество вузов и количество мест для учебы - абсолютно разные вещи. Уже сейчас вузы исчезают, но происходит это за счет укрупнения и объединения учебных заведений. Согласитесь, 15 кафедр высшей математики в 15 вузах в одном городе, при этом плохо обеспеченных сильными преподавателями, - серьезный недостаток. А при укрупнении вузов мы получаем кафедры с гораздо более сильным составом, которые могут конкурировать не только в этом городе, но и в России. То же самое касается и лабораторного оборудования, и материально-технической базы. Укрупнение вузов приводит к концентрации ресурсов.
Студенты доучатся, абитуриентам повезет меньше
- При объединении вузов, как правило, сохраняются студенческие и, соответственно, преподавательские места. Это точно не кавалерийская атака на вузы. Это нормальная работа по формированию действительно высших учебных заведений.
- Что будет с теми, кто уже поступил в «проблемные» институты?
- Все студенты, поступившие в вузы и успешно обучающиеся, имеют законное право доучиться. А вот с теми, кто в эти вузы только планирует поступать, может быть сложнее. Контрольные цифры приема в вузы (эти цифры определяют, сколько мест в вузах оплачивается из федерального бюджета. - Прим. ред.) будут ежегодно сокращаться. Но это не значит, что в остающиеся вузы будет резко подниматься конкурс. Дело в том, что сейчас резко снижается количество выпускников школ из-за демографической ямы 90-х годов. В 2013 году из школы выйдут всего 730 тысяч ребят - вместо нынешнего 1 миллиона. Поэтому сокращение приема в вузы - необходимое условие сохранения конкурса. А без этого не будет качественного первокурсника.
Ректоры не против?
- Страх, как всегда, возникает у тех, кто знает, что он не соответствует требованиям. Это касается и студента, и преподавателя, и вуза. Те, кто знает, что их учеба, их преподавательский и управленческий труд на высоком уровне, вполне спокойно реагируют на ужесточение критериев. Но у нас умные руководители вузов, они сами понимают: необходимо концентрировать ресурсы, а значит, объединяться. Если вместо двух-трех маленьких вузов будет создан мощный университет, в выигрыше останутся все.
Не вузом единым
- В общем, просто сокращать поголовно вузы никто не собирается. Да и никаких количественных целей министерство перед собой не ставит, задачи ставятся только качественные. Если вуз отвечает всем требованиям, то вешать на нем замок не будут. Но, с другой стороны, экономику не могут двигать только специалисты с высшим образованием. Раньше были офицерские полки, но не только они выигрывали войну! Поэтому увеличение числа высококвалифицированных рабочих - не менее серьезная задача, чем подготовка инженеров. А то все инженерные находки некому будет воплощать в жизнь. К сожалению, за 90-е годы система начального и среднего профессионального образования начала разваливаться. Говорить о ее восстановлении не приходится, систему нужно выводить на совершенно новый уровень. Мы должны готовить рабочих для производства будущего, основанного на высоких технологиях. И ничего плохого не будет в том, что некоторые ребята, собиравшиеся пойти в вузы, окажутся в аудиториях техникумов и колледжей, станут грамотными строителями, мон
тажниками, сталеварами с высокой зарплатой.
КСТАТИ
ЕГЭ по математике будут сдавать не все?
Единый госэкзамен по математике для выпускников-2009 могут отменить. Но радоваться школярам рано! Во-первых, не для всех. А во-вторых, все равно от корней и многочленов не отвертеться. Хотя и вправду у будущих гуманитариев появился шанс на послабления. Об этом рассказал народу вчера в Ульяновске министр образования и науки Андрей Фурсенко.
В этом году почти четверть выпускников сдали ЕГЭ по математике на двойки. Но этим летом действовало правило «плюс один балл» и в аттестаты народу пошла тройка. В 2009-м такого не будет. А, согласитесь, и вправду негуманно «резать» будущих Раневских и Солженицыных из-за того, что те не знают логарифмов.
Поэтому возникла идея освободить от математики учеников тех классов, где этот предмет непрофильный. Правда, чиновники вполне справедливо опасаются, что нововведение может совсем уж отлучить гуманитариев от цифр, и в качестве компенсации предлагают ввести экзамен по математике после 9-го класса, когда программа попроще.
Впрочем, как пояснила «КП» глава Рособрнадзора (а именно эта служба отвечает за проведение Единого госэкзамена) Любовь Глебова, перенос ЕГЭ по математике для гуманитариев на 9-й класс - это лишь один из вариантов развития ЕГЭ. Могут быть и другие. Например, в 2008-м выпускники сдавали два обязательных экзамена. Но по решению региона в следующем году обязательных экзаменов может быть и пять, а может и один.
Все варианты Рособрнадзор собирается обсудить с учителями, вузовскими преподавателями и родителями школьников в сентябре - октябре. И после этого в ноябре окончательно прояснится сценарий ЕГЭ-2009. Пока же известно, что сдавать ЕГЭ в следующем году придется всем выпускникам страны.
По материалам издания Комсомольская правда.