Сентябрьская коллегия Минобрнауки представила программу преобразований в образовательной действительности на 2009 – 2012 годы
Опубликовано 17 сентября 2008Сентябрьская коллегия Минобрнауки представила программу преобразований на 2009 – 2012 годы. За это время страна должна перейти на принципиально новую модель образования. Ее основа – "создание механизмов обратной связи образования и общества. По сути дела – система внешней оценки образовательной действительности", – заявил директор министерского департамента госполитики в сфере образования Игорь Реморенко.
Общество, по словам чиновников, получит возможность создавать собственные рейтинги учебных заведений и вести аккредитацию их учебных программ. Главное же, подчеркивают в Минобрнауки, заключается во внедрении публичной отчетности образовательных учреждений с обязательным информированием общественности об их деятельности. С этой целью "предлагается внедрять систему обязательной публичной отчетности образовательных учреждений", сообщил Реморенко.
Конкретные даты введения всеобщей открытости для потребителей образовательных услуг пока не обозначены, но, учитывая, что программа захватывает уже 2009 год, можно предположить, что речь идет об обозримых сроках. Не детализируется и форма публичных самоотчетов учебных заведений. Однако можно не сомневаться: их главным каналом станет Интернет.
Де-факто сайты или вузовские порталы с важнейшей информацией о себе завели уже многие учебные заведения (особенно высшие). Особенной популярностью они пользуются во время вступительных экзаменов, и это понятно. Основную информацию о вузе сегодняшние абитуриенты получают не на "днях открытых дверей", как раньше, а из Интернета. Почерпнутые там сведения и определяют в конечном итоге выбор абитуриента. А, значит, уровень открытости вуза и достоверности представленной им информации играет решающую роль как в судьбе самого учебного заведения, так и будущих студентов.
Публичные отчеты вузов с полной прозрачностью данных о себе – дело будущего. Пока же агентство "РейтОр" – независимое рейтинговое агентство, работающее в сфере образования – попыталось выявить уровень открытости в системе высшего образования.
В общей сложности эксперты агентства оценили сайты 65 московских вузов. В качестве ведущих критериев открытости они избрали динамику новостей (внутренние новости вуза); информацию для абитуриента; доступность информации для иностранных граждан. Так, динамика оценивалась по количеству новостей за последний месяц и по максимальному временному интервалу между их появлением на сайте. Информация для абитуриентов – по разделу с данными о конкурсе и о стоимости обучения на 2008/2009 учебный год в сопоставлении с данными за предыдущий год. А доступность информации для иностранных граждан – по степени развитости иноязычных версий сайтов.
Самым открытым оказался Госуниверситет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Результат, по словам специалистов "РейтОр", ожидаемый. Во-первых, потому что вуз "отличается особой «продвинутостью» в реализации новых технологий". А, во-вторых, потому что сайт университета поддерживается "сильной редакцией, состоящей, в том числе, и из студентов младших курсов, которые стремятся поделиться информацией и знаниями с новыми абитуриентами на портале ГУ-ВШЭ".
Кроме "Вышки" в пятерке лидеров Московский госуниверситет печати (2-е место), Госуниверситет управления (у ГУУ третье место), Российский государственный торгово-экономический университет (четвертое) и МГУ им. Ломоносова (пятое место). В ведущую десятку входят Академия народного хозяйства при правительстве, МАИ, МГИМО, Московская финансово-промышленная академия, Российский геологоразведочный и разделивший с ним 10-11-е призовые места РУДН.
В первой двадцатке также Московская медицинская академия им.Сеченова, МАДИ и Физтех. Финакадемия при Правительстве занимает лишь 25-е место, а МГТУ им. Баумана делит с группой вузов 35-42-е места. Московский государственный лингвистический университет довольствуется 57-58 местом, а Экономическая академия им. Плеханова, Госуниверситет нефти и газа им. Губкина и МИФИ делят 60-62-е места. Замыкают группу Московский архитектурный институт (МАРХИ) и Московский госинститут электроники и математики.
Рейтинг на открытость вуза – лишь первая ласточка. Новые, более детальные исследования, подчеркивают в "РейтОр", позволят не только создать более полную картину российской образовательной среды, "но и мотивируют вузы к большей прозрачности, повышении внимания к развитию коммуникаций со всеми аудиториями".
Об этом сообщает издание Московский Комсомолец.