Заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина выступила с сообщением о новом порядке финансирования образовательных учреждений
Опубликовано 17 ноября 2008В рамках панельной дискуссии «Финансовый норматив и качество образования» Ирина Абанкина – заместитель директора Института развития образования ГУ-ВШЭ выступила с сообщением о новом порядке финансирования образовательных учреждений. На сегодняшний день происходит финансирование образовательных услуг, которые оказывает учреждение. И для бюджетного и для автономного учреждения учредитель определяет занятие, за выполнение которого поступают денежные средства. В задании указываются все нюансы выполнения образовательной услуги, начиная с ее наименования, категории потребителя и заканчивая показателями качества ее реализации.
Какова разница между бюджетным и автономным образовательным учреждением. Бюджетное учреждение получает деньги по смете, автономное – несколькими субсидиями. Существуют субсидии на выравнивание, которые позволяют соблюдать принцип того, что финансовое положение не должно ухудшиться. Следующий вид субсидий на содержание имущества и налогов образовательного учреждения переданного автономному образовательному учреждению. Процедура такова: в автономных образовательных учреждениях определяются программы развития, эти программы утверждаются учредителем и финансирование происходит именно на реализацию образовательной программы.
Переход в автономию – явное преимущество, поскольку все составляющие, которые будут включены в программу развития, будут соответственно профинансированы. В этой ситуации включаются механизмы оценки деятельности любого учреждения в соответствии с заданием, для ее осуществления должны быть предусмотрены параметры оценки качества. В негосударственном секторе также возможно получение бюджетных средств, но распределяются они уже не по заданию, а конкурсу.
Несомненно, преимуществ у автономных образовательных учреждений в плане финансовой свободы значительно больше. Вместе с тем, по прогнозам, к 2009 году не более 10% образовательных учреждений перейдет в новый организационно-правовой статус. Однако и тем, и другим образовательным учреждениям придется работать в новых условиях.
Финансовые потоки должны осуществляться по предельно прозрачным и понятным схемам. В таких условиях новая система оплаты труда и нормативное подушевое финансирование начинает играть реальную роль для качества образования. Важно, чтобы у всех субъектов образовательной политики возникало стремление к позитивным изменениям в сфере образования. Со стороны финансистов, по словам Ирины Абанкиной, уже сделано многое для развития образования. На сегодняшний день имеются достаточно отработанные механизмы, важно только правильно воспользоваться ими.
Валентина Сажина.