В рамках форума «Модернизация образования» состоялась работа дискуссионной площадки «Федеральный государственный образовательный стандарт»
Опубликовано 17 ноября 200815 ноября 2008 года в рамках форума «Модернизация образования» («Институционализация инновационных механизмов модернизации образования») в гостинице «Измайлово», корпус «Вега», зал «Вдохновение», состоялась работа дискуссионной площадки «Федеральный государственный образовательный стандарт» (координатор А.Б.Воронцов), на которой обсуждались требования к результатам, условиям и структуре образовательной программы учреждения.
В ходе дискуссии были рассмотрены два варианта образовательных стандартов. Первый вариант, принципиально не отличающийся от образовательного стандарта 2004 года, основан на минимальных требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Второй вариант, представленный Институтом проблем образовательной политики «Эврика», - стандарт «возможностей» - направлен на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика.
Был сделан акцент на необходимости единообразия терминологической базы образовательного стандарта. Предметом договоренности педагогического сообщества должны стать общие подходы к содержанию таких основополагающих понятий, как «образовательная деятельность», «образовательная программа», «учебный план», «образовательная область» и т.д.
Образовательная программа образовательного учреждения – предмет общего договора. Образовательный стандарт, с точки зрения авторов, может быть рассмотрен через три «Т»: требования к структуре, к условиям и результатам. Образовательная программа, опираясь на цель и миссию ОУ, должна быть структурирована по трем ступеням обучения, учитывать возрастные особенности школьников, содержать перечень основных видов деятельности обучающихся и задачи, решаемые субъектами образовательного процесса.
Главным механизмом реализации образовательной программы является учебный план, который должен отражать соотношение между разными видами деятельности учащихся (учебной – внеучебной, аудиторной – самостоятельной) на всех ступенях обучения. К старшей ступени должно быть также увеличено соотношение федерального и школьного компонентов учебного плана.
В ходе дискуссии было обозначено проблемное поле (риски) внедрения новых образовательных стандартов: критериальная база освоения стандарта, согласование образовательных программ разных видов школ, необходимость изменений норм и требований СанПИНов и др.
Решению заявленных проблем, с точки зрения участников дискуссии, будут способствовать индивидуальные проекты модернизации системы образования.
В рамках дискуссионной площадки выступил А.В.Осин, определив «новые инструменты для новых результатов образования». Автор выделил три этапа информатизации: компьютеризация, создание ЭОР и изменение и совершенствование педагогических технологий; показал возможности системного использования открытой образовательной мультимедиасистемы. Преимущества использования данной технологии – в расширении поля образовательного пространства, в отсутствии содержательных технических ограничений, возможности выстраивания для учащихся индивидуальных траекторий и т.д. Интересным стало предложение автора перенести интерактивные формы обучения на домашнее задание, увеличив общение ребенка с учителем в классе. С изменением роли самостоятельной работы учащегося повышается эффективность реализации личностно-ориентированного обучения и совершенствуется творчество учителя.
Вопросы, поднятые в ходе обсуждения, связанные с составлением нелинейного расписания, критериальной базой оценивания успешности ребенка, созданием условий для творческой продуктивной деятельности ребенка на разных ступенях обучения и др., будут рассмотрены в рамках реализации индивидуальных проектов участников форума.
А.В.Афонина, В.В.Медведева.