Выступление Директора Департамента госполитики в образовании И.Реморенко в Совете Федерации о правоприменительной практике ЕГЭ
Опубликовано 24 ноября 2008Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые коллеги!
Как всем известно, эксперимент по введению Единого государственного экзамена начался в 2001 году. И с 2002 года наблюдалось стабильное увеличение числа регионов - участников единого экзамена (с 5 в 2001 г. до 84 в 2008 г.). В 2008 году по результатам ЕГЭ зачисление проводилось в 2000 ссузов и 1800 вузов. Это подавляющее большинство учреждений профессионального образования в Российской Федерации.
В период эксперимента субъектами Российской Федерации самостоятельно принималось решение о проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, определялась схема участия выпускников в ЕГЭ, в том числе: перечень общеобразовательных предметов, по которым проводился экзамен, муниципальных образований, на территории которых он проходил. Для всех выпускников сохранялась возможность выбора формы государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или традиционная). Действовал принцип + 1 балл.
Конкурс в региональные учреждения среднего и высшего профессионального образования проводился как на основании результатов ЕГЭ, так и собственных вступительных испытаний по тем предметам, по которым ЕГЭ в регионе не проводился.
За годы эксперимента созданы:
1. Нормативная правовая и инструктивно-методическая документация.
2. Система подготовки контрольных измерительных материалов.
3. Технология, позволяющая проводить процедуры с большим количеством участников (более 2,5 млн. чел. экз.) в достаточно сжатые сроки.
4. Материально-техническая база: федеральные и региональные ресурсные информационные центры. Их силами наполняются Федеральные и региональные базы данных выпускников школ, абитуриентов и образовательных учреждений, свидетельств о результатах ЕГЭ. Работает портал информационной поддержки ЕГЭ - www.ege.edu.ru.
5. Подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ в регионах.
6. Введены в действие механизмы общественного контроля за процедурами проведения экзамена.
Это о том, что сделано. Каковы же ключевые результаты, эффекты отработанного механизма оценки качества образования?
1. Показана реальная возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Тем самым обеспечена преемственность программ общей и высшей школы. Если бы ни ЕГЭ, то сейчас вузовские экзамены в корне бы отличались от школьных требований. Тем самым общеобразовательная школа в глазах граждан потеряла бы всякий авторитет и сколь либо заметную привлекательность. Дети бы массово покинули общеобразовательные учреждения, большинство бы ушло в экстернат, а платность образования непомерно возросла.
2. Использование заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов) позволяет более объективно по сравнению с традиционными формами аттестации установить уровень освоения выпускниками государственного образовательного стандарта общего образования. Это еще один важный эффект - мы получили инструмент объективного контроля за качеством принимаемых управленческих решений. Приведу пару диаграмм из Самарской области (демонстрация диаграмм). Оказывается, что развитие сети образовательных учреждений вместе с введением ЕГЭ приводит к очень заметному сокращению разрыва в образовательных результатах школьников. Чем больше в районе детей, обучающихся в качественных современных школах, тем выше средние результаты и тем меньше разрыв между сильными и слабыми обучающимися. Именно так результаты ЕГЭ подтверждают или даже поддерживают эффективность решений по созданию крупных, базовых хорошо оснащенных сельских школ.
3. Но пожалуй самый главный эффект состоит в реальном росте доступности качественного образования. Дети стали поступать в хорошие вузы не только у себя в регионе, но и по всей стране. Это говорит о том, что не только улучшилось качество образовательных услуг, но и расширились возможности выбора направленности образовательных программ. Данные Чувашии убедительно показывают рост доли школьников, поступающих в вузы за пределами данного региона (диаграмма на слайде). Прежде всего - в Московские и С-Петербургские образовательные учреждения. А данные последних лет наглядно свидетельствуют о том, что доля сельских школьников, поступающих в вузы, стала сопоставима с долей сельского населения. В среднем по стране на 10 % увеличилось число студентов первого курса вузов и ссузов из населенных пунктов сельского типа и районных городов (с населением до 100 тыс. человек).
То есть сельские школьники получили возможность продолжить образование наравне с городскими. Теперь это несложно - можно лишь разослать сертификаты ЕГЭ в несколько высших учебных заведений.
Таким образом, можно сказать, что эксперимент по введению единого государственного экзамена состоялся и теперь, взвесив все плюсы и минусы, можно приступить к осуществлению реальной правоприменительной практики, обеспечивающий равенство образовательных возможностей наших граждан.
Тем более что законодательная база для этого имеется. Как известно, с принятием Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ мы переходим к введению единого государственного экзамена в штатный режим. Законом дано точное определение Единого экзамена. Теперь ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного общего образования. Определены структуры, ответственные за проведение ЕГЭ, описаны механизмы совмещения государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы. Законодательно закреплено, что теперь результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
Отсюда следует, что при введении единого государственного экзамена в штатный режим дальнейшие изменения в правовом поле коснутся главным образом механизма государственной итоговой аттестации. Теперь уже не надо будет сдавать две группы экзаменов - после школы и в рамках вступительной компании в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
На сегодня для введения ЕГЭ в штатный режим проработаны следующие нормативные правовые изменения:
1. К ГИА допускаются обучающиеся, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за X, XI(XII) классы не ниже удовлетворительных.
Итоговая отметка в аттестате представляет собой среднее арифметическое годовых отметок за 10 и 11 классы.
2. ГИА проводится в форме:
ЕГЭ;
государственного выпускного экзамена для: а) обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением; б) обучающихся в образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в) выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
3. ГИА по русскому языку и математике является обязательной.
4. Остальные общеобразовательные предметы (литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии (9 шт.) выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору. При этом выпускник может выбрать как один предмет, так и несколько! У нас есть одаренные ребята как в точных, так и в гуманитарных науках, теперь у них появится возможность пробовать свои силы в разных возможных направлениях будущей карьеры. Достаточно лишь будет потом разослать сертификаты ЕГЭ в разные вузы.
5. Ежегодно Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету устанавливается минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником образовательной программы среднего (полного) общего образования, - так называемый порог баллов.
После установления порога возможны следующие варианты.
Вариант 1. Все обязательные экзамены (математика и русский язык) сданы выше установленного порога. Результат - выпускник получает аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ.
Вариант 2. Один обязательный экзамен сдан ниже установленного порога. В этом случае выпускник повторно допускается к ГИА в дополнительные сроки. Если сдает успешно, то, как в варианте 1, результатом является аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ.
Вариант 3. Выпускник сдает два обязательных экзамена ниже установленного порога.
В случае такого результата выпускнику выдается справка об обучении в образовательном учреждении и предоставляется право пройти ГИА по данным общеобразовательному предмету или общеобразовательным предметам не ранее чем через год.
6. Особого пояснения требует ситуация с выставлением отметок в аттестаты. В аттестат (точнее в приложение к аттестату) выставляются итоговые отметки (за 10 и 11 классы) по общеобразовательным предметам. Результат ЕГЭ в пятибалльную систему не пересчитывается, а отражается только в свидетельстве о результатах сданных экзаменов.
Особая ситуация у победителей и призеров олимпиад. Победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников - выпускникам текущего года, по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю олимпиады, в аттестат выставляется итоговая отметка "5", а при поступлении в вуз: а) на специальности, соответствующие профилю олимпиады, они зачисляются без вступительных испытаний; б) на специальности, не соответствующие профилю олимпиады, засчитывается как наивысший результат (100 баллов) по одному из сдаваемых предметов. Победители и призеры дополнительных олимпиад, перечень которых устанавливается Советом по олимпиадам, действующим на базе Российского союза ректоров, получают льготы по усмотрению самих учебных заведений, куда поступают в соответствии с профилем олимпиады.
Таким образом, поступление в вузы и ссузы строится и по результатам ЕГЭ, и по результатам нескольких десятков олимпиад, открыто и объективно, не перегружая абитуриентов стрессами, переездами, порой скоропалительными решениями в выборе профессиональной карьеры.
Полагаем, что ЕГЭ как и всякая сколь либо весомая и сложная управленческая технология нуждается в совершенствовании. Предстоит обновлять контрольно-измерительные материалы, учитывать при итоговой аттестации результаты портфолио, внеурочных достижений школьников, обновлять образовательные стандарты, создавать центры приема ЕГЭ в других странах. Одним словом делать все то, что и дальше будет обеспечивать доступность качественного образования и нашим гражданам, и всем тем, кто желает учиться в Российской Федерации.
Данный механизм введения ЕГЭ в штатный режим был обсужден на коллегии министерства, и теперь мы дорабатываем комплект нормативных правовых документов, претворяющих его в жизнь. Надеемся, что такой подход сделает свой весомый вклад в дело обеспечения доступности качественного образования наших школьников.
По материалам пресс-службы Министерства образования и науки РФ.