Сотрудничество топ-менеджеров компаний с учебными заведениями будет продолжаться, несмотря на экономический кризис и временное сокращение штатов
Опубликовано 25 ноября 2008Обостряющийся с каждым годом дефицит квалифицированных кадров побуждает бизнес вмешиваться в деятельность бизнес-школ, а не только ПТУ и вузов, готовящих рабочих и инженеров: компаниям не хватает и грамотных управленцев, владеющих спецификой конкретных отраслей. Образовательные учреждения имеют свой интерес в таком сотрудничестве – стремясь оставаться конкурентоспособными на рынке образовательных услуг, они заинтересованы в том, чтобы их выпускники были востребованы рынком труда. Очевидно, что связь с бизнесом необходима, если учебное заведение хочет предложить современный продукт, ориентированный на реальную экономику. Помимо прямой взаимовыгоды все большее значение для обеих сторон приобретает имиджевый аспект. Создаются альянсы сильнейших бизнес-брендов с сильнейшими образовательными брендами.
Роль компаний в образовании весьма разнообразна. Так, бизнес разрабатывает с учебными заведениями совместные образовательные программы, заточенные непосредственно под его интересы, участвует в разработке дизайна программ, организует на собственных предприятиях практику для студентов, ведет со школами совместные научно-исследовательские проекты. Помимо этого, топ-менеджеры некоторых компаний лично участвуют в образовательном процессе – выступают с гостевыми лекциями, семинарами, иногда даже читают курсы.
Преподающий менеджер
Существует целый ряд причин, побуждающих топ-менеджеров тратить время и силы на преподавательскую работу в вузе или бизнес-школе (в ПТУ и техникумах преподают в основном мастера, иногда – менеджеры нижнего и среднего звена). Пожалуй, главная причина – это необходимость решать кадровые проблемы своей компании. При этом формы сотрудничества с учебным заведением разнообразны. В некоторых случаях первые лица компаний совмещают свою работу с заведованием кафедрой вуза. Такой вариант позволяет на протяжении длительного времени наблюдать за студентами, присматриваться и отбирать для себя наиболее перспективных. «Я вижу студентов с первых курсов, на четвертом курсе начинаю их обучать. Поэтому когда они заканчивают четвертый курс, я уже знаю, с кем можно дальше работать, и делаю некоторым студентам предложение о сотрудничестве с нашей компанией, – рассказывает заведующий кафедрой ценных бумаг и инвестиций Международного банковского института и генеральный директор ИК „Доходъ“ Яков Марков. – На сегодняшний день около 15% сотрудников нашей компании составляют молодые специалисты, выпускники нашего вуза».
Как утверждают специалисты, имиджевая составляющая сотрудничества бизнеса и образования тоже достаточно велика и со временем будет только расти. «Преподавательская работа является одним из признаков высокой профессиональной подготовки персонала. Владельцы компаний обычно заинтересованы в таких сотрудниках, – утверждает частный консультант Алексей Саминский. – Например, подготавливая Investment relations (своего рода рекламу компании для инвесторов), генеральный директор описывает количественный и качественный кадровый состав. Желая подчеркнуть статусность своей компании, он непременно укажет, что те или иные сотрудники преподают в таких-то учебных заведениях. Наличие публичных персон в штате компании всегда оказывает благоприятное воздействие на инвесторов».
Практическая педагогика
Однако редкие топ-менеджеры могут совмещать руководство компанией и преподавание, а тем более заведование кафедрой. Совмещать преподавательскую и управленческую работу очень сложно даже по чисто техническим причинам.
«В бизнес-школах штатный преподаватель должен еще в обязательном порядке заниматься научными исследованиями, консультированием, руководить дипломными работами, – разъясняет заместитель декана по программам для руководителей ВШМ СПбГУ Ольга Удовиченко. – Даже если топ-менеджер соглашается регулярно читать целый курс, у него не хватит времени на научную работу. При этом нужно иметь в виду: чтобы хорошо прочитать курс уровня Executive MBA (он составляет 30−40 часов), надо потратить в пять раз больше времени на его подготовку и поддержание. Не каждый топ-менеджер может себе это позволить. Но поскольку представители бизнеса должны быть частыми гостями в аудиториях бизнес-школы, они могут выбрать другие формы сотрудничества, например циклы гостевых лекций, бизнес-игры, круглые столы».
Большинство руководителей, заинтересованных в привлечении внимания студентов к своей компании как к потенциальному работодателю и одновременно решающих имиджевые задачи, прибегают к одноразовым акциям, но зато регулярно. Они выступают с гостевыми лекциями на днях карьеры и ярмарках вакансий, организуемых вузами, проводят семинарские занятия, читают выборочно какие-то темы из курса, участвуют в круглых столах. «Как выпускник двух бизнес-школ я понимаю ценность приглашенных лекторов. Потому что студенты не только приобретают знания из основных лекционных курсов, они получают иллюстрации из реального бизнеса, – говорит директор подразделения „Бытовой клей“ компании „Хенкель“ в России Алексей Ананишнов. – Когда я прихожу в студенческую аудиторию с лекциями, я стремлюсь вызвать интерес к своей компании, понимание бизнеса, его особенностей и внутренней культуры предприятия».
В рамках совместных проектов «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и Высшей школы менеджмента СПбГУ студенты имели возможность непосредственно общаться с руководителями компании. Однако, по словам регионального менеджера по персоналу «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» Андрея Лысухо, лекции не ограничиваются лишь презентацией собственной компании. Топ-менеджеры рассказывают о мировых рыночных тенденциях, делятся историями из своей управленческой практики.
«У нас есть целый ряд проектов по поддержке вузов России во многих городах, несколько совместных академических проектов. Я и мои коллеги часто выступаем перед студентами с лекциями на тему банковского бизнеса и развития экономики, – рассказывает управляющий филиалом Ситибанка в Санкт-Петербурге Руслан Беляев. – Это не только дает нам возможность дополнить программу университетского образования рассказом из практики, но и установить более тесную связь с будущими выпускниками. Так, мы читаем специальный курс „CitiАкадемия Финансов и Менеджмента“ для студентов ВШМ СПбГУ, в рамках которого рассказываем о существующих подходах к организации бизнеса, банковского дела, учим анализировать риски. Таким образом, распространяем передовые управленческие практики».
Все чаще топ-менеджеры предоставляют свои компании в качестве базы для написания кейсов, помогают писать эти кейсы, участвуют в их обсуждении, дают свои комментарии, отвечают на вопросы слушателей. Такой формат обогащает образовательную программу и одновременно работает на имидж компаний.
Способ самовыражения
Разумеется, преподавательская деятельность топ-менеджеров связана не только с корпоративной политикой компании, в которой они работают. Например, Алексей Ананишнов рассматривает опыт публичных выступлений как необходимый и полезный лично для себя в качестве дополнительного тренинга.
С другой стороны, многие руководители в какой-то момент начинают испытывать потребность поделиться накопленными знаниями и опытом. Преподавание становится для них дополнительным источником самореализации. «На мой взгляд, работа на топ-позициях потихонечку отупляет, поскольку содержит огромный объем достаточно однообразной рутинной деятельности, – сетует Алексей Саминский. – Когда я принял решение, что хочу преподавать, и начал готовиться к лекциям и семинарам, мне пришлось поднять очень много литературы, вновь начать следить за периодикой и т.п. При этом я ощутил, что мои мыслительные способности стали восстанавливаться. Кроме того, преподавательская деятельность ценна еще и тем, что позволяет привести в систему собственные знания и опыт».
Саминский начинал преподавать еще в то время, когда работал директором по маркетингу компании «Квантум», и продолжал, будучи директором по развитию компании «Вэб Плас». Объем преподавания, разумеется, был невелик. Постепенно он пришел к мысли, что готов поменять профиль деятельности. В результате покинул руководящую должность, стал работать консультантом и параллельно преподавать в Санкт-Петербургском международном институте менеджмента и Высшей экономической школе. По словам Саминского, такой сценарий достаточно распространен. Впрочем, многие из его коллег продолжают работать в бизнесе, а преподавательская деятельность остается для них факультативной.
Проблема игрока-тренера
При всех выгодах сотрудничества топ-менеджеров с учебными заведениями существует еще одно серьезное препятствие – люди, имеющие уникальный практический опыт, далеко не всегда могут донести свои знания до студентов. Игрок и тренер – разные профессии, для них нужны разные способности, и они редко встречаются у одного человека.
«Основная проблема практиков в том, что они очень быстро и зачастую бессистемно рассказывают о процессе своей работы и принятых решениях. Но лекция – это доступное, понятное, системное изложение сложной проблемы с разных точек зрения, анализ и оценка путей ее решения, – объясняет доцент кафедры государственного и административного права, советник DLA Piper Оксана Ногина. – Лекция не должна превращаться в рассказ о совокупности действий конкретного лица, служить лишь примером, иллюстрирующим практическую ситуацию. Понятно, что специалисты-практики знают ответы на конкретные вопросы, но не всегда могут проанализировать проблему в целом, подать ее с разных точек зрения, рассказать обо всех возможных путях решения, о перспективах развития и совершенствования».
Сотрудничество топ-менеджеров компаний с учебными заведениями весьма распространено в развитых странах, и российские бизнес-школы постепенно перенимают западный опыт. По мнению экспертов рынка труда, несмотря на экономический кризис и временные трудности с вынужденным сокращением штатов, компании с дальновидной кадровой политикой не откажутся от сотрудничества с бизнес-школами и вузами. Бизнес нацелен на выстраивание долгосрочных партнерских отношений с провайдерами образовательных услуг.
Анна Постникова, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад».
По материалам интернет-издания Эксперт Онлайн.