Одаренному студенту нужны условия, в которых бы его талант расцветал, и эти условия должны быть отнюдь не только материальными
Опубликовано 28 ноября 2008Как поддержать одаренного студента? Может, дать ему денег? Конечно, это очень важно, особенно сегодня. Но не все меряется деньгами. Одаренному студенту нужны условия, в которых бы его талант расцветал. И эти условия должны быть отнюдь не только материальными.
Это сладкое слово «степуха»
Свершилось! С 1 сентября стипендия вузовских студентов возросла с 900 до 1100 рублей. Много ли это? Наверное, не особенно. Учитывая, что средний студенческий обед сегодня стоит 160 рублей. Но положение можно улучшить. Например, пойти работать – во все века студенты подрабатывали. Правда, старались это делать так, чтобы учебный процесс не страдал, устраивались сторожами, дворниками или грузчиками. Сегодня же многие предпочитают полноценный рабочий день чуть ли не со второго семестра. Хорошо это или плохо? Наверное, все-таки учеба должна быть первичной, по крайней мере, на первых курсах, когда закладываются основы, прочитываются главные труды корифеев и усваиваются азы будущей специальности.
Как же тогда поправить свое финансовое положение? Прежде всего, не стоит забывать, что прилежным отношением к учебе тоже можно заработать. Например, Президентскую стипендию, которой поощряются студенты, достигшие выдающихся успехов в учебной и научной деятельности. Также практически в каждом вузе предусмотрены именные стипендии. Только в МГУ их несколько сотен - имени Келдыша, Ломоносова и т.д.
Помимо стипендий Президента и Правительства РФ, различных министерств существуют и другие способы государственной помощи талантливым студеозусам. В русле приоритетного национального проекта «Образование», начиная с 2006 года, присуждаются специальные премии для поддержки талантливой молодёжи. Правда, к этой категории относятся не только студенты, но все, кто попадает в возрастную группу от 14 до 25 лет. 5350 молодых россиян ежегодно получают единовременные премии в размере 60 и 30 тысяч рублей. Кандидатом на получение премии становится победитель или призер всероссийского, международного или регионального конкурсного мероприятия (предметной олимпиады учащихся или студентов, фестиваля, чемпионата, конкурса), которое утверждается Министерством образования и науки России или властями региона.
Бизнес также вкладывает средства в подготовку талантливой молодежи. Например, в Альфа-Банке действует программа «Альфа-Шанс» для студентов ГУ-ВШЭ. 20 первокурсников из числа победителей Всероссийских школьных олимпиад и Олимпиады ГУ-ВШЭ после конкурсного отбора получат в 2008 году ежемесячную стипендию в 10 тыс. рублей сроком на два учебных года. Характерное условие - стипендиаты не должны совмещать учебу с работой. Вот оно, беспокойство о том, чтобы именно учились, не отвлекаясь на материальные проблемы.
Поиск и поддержка талантов в области естественных наук - так видит свою задачу фонд некоммерческих программ «Династия», учрежденный в 2001 году почетным президентом компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым. Физика – приоритетная наука, молодых приверженцев которой поддерживает фонд. Стипендия, которая по итогам конкурса выплачивается студентам-старшекурсникам, составляет 4 тыс. рублей в месяц. В конкурсах принимают участие студенты из самых разных регионов страны.
Пожалуй, самой известной из частных стипендий остается «потанинская». Она была учреждена Благотворительным фондом В. Потанина почти 10 лет назад. Обладателями стипендии ежегодно становятся 1330 студентов-отличников из 67 ведущих государственных вузов страны. Чтобы получить стипендию, необходимо не только быть отличником, но и пройти серьезный конкурс. Во время отборов студент должен продемонстрировать высокий IQ, недюжинные лидерские качества – умение работать в команде, добиваться результата, решать нестандартные задачи, принимать нетривиальные решения, быстро находить выход из сложной ситуации. Размер стипендии не так чтобы поражает воображение – 3 000 рублей в месяц, но конкурс на нее не падает. Молодые люди склонны ценить завоеванное в соревновании лучших с лучшими право называться лидерами. Через конкурсные отборы на «потанинскую» стипендию прошло уже более 100 000 круглых отличников, а число стипендиатов перевалило за 10 000. Эти юноши и девушки, умеющие не только превосходно учиться, но и повести за собой других, способны определить лицо не только нового поколения, но и страны.
А что дальше?
Мы уже говорили, что материальный фактор важен, но не достаточен. Талантливому человеку нужна среда, где он мог бы развиваться, где бы формировался и расцветал его дар. И обрести все это возможно не только на ниве «внутрипрофессионального» общения и построения карьеры. Проявить себя, свои самые лучшие качества можно, делая что-то во благо других. Опыт учит, что даже самые горячие и возвышенные устремления нуждаются в грамотном управленческом подходе, иными словами – нужны проектные навыки. Без них современному профессионалу никак не обойтись. Возможность умно и деятельно творить добро вот уже второй год подряд предоставляет своим стипендиатам Фонд В. Потанина. Выстраивается логическая цепочка: миссия фонда – содействовать становлению среды, где ценностями являются профессионализм, творчество и добровольческая активность. Стипендиаты, усваивая эти ценности, не только становятся их носителями, но и формируют вокруг себя такую среду - активности, деятельности, неравнодушия. Так возникает положительная цепная реакция: добро порождает добро.
Идею учить стипендиатов проектному подходу фонд практиковал давно. Все последние годы в деловых играх студенты моделировали проекты, но это были именно игры. Проекты, так и оставались проектами, до реализации дело не доходило. Год назад на деловых играх Благотворительный фонд В.Потанина предложил своим стипендиатам разработать социальные, образовательные, культурные (но в любом случае волонтёрские) проекты, таким образом, чтобы сами студенты могли их реализовать. Поле приложения сил было широким: экология, охрана здоровья, работа с детьми и социально незащищенными группами населения, сохранение культурного наследия и т.д.
По итогам конкурсного отбора победителями стали 8 вузовских команд стипендиатов, которые получили гранты по 100 тыс. рублей, предназначенные исключительно для организационных расходов. Еще столько же проектов студенты реализовали самостоятельно. И это неудивительно: если ты горишь идеей, а твои планы по ее воплощению проработаны до мелочей, то найти поддержку – дело вполне решаемое.
На какие же добрые дела студенты направили свою молодую энергию?
На самом деле все просто. Ребята не изобретали ничего невероятного, лишь внимательно оглянулись вокруг себя. И оказалось, что столько людей нуждается в бескорыстной помощи! Вот только три примера из более чем полутора десятка.
«Подари каплю надежды» - так назвали свой проект студенты Тверского государственного университета. Ребята организовали «Дни донора» в двух крупнейших вузах Твери, продумали все этапы акции – от агитационных мероприятий до благотворительного концерта и сами в первых рядах выступили в качестве доноров. Трудно переоценить значение этого проекта, ведь всем известно, что донорской крови в стране катастрофически не хватает, а число желающих поделиться своей кровью все уменьшается.
По статистике, в нашей стране в ДТП ежедневно гибнет 3–4 ребенка, более 50 получают серьёзные травмы. Стипендиаты из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета попытались изменить эту ситуацию, уменьшить трагические цифры. Они придумали игру, которая помогла ученикам младших классов выучить правила дорожного движения. «Смешарикам», которые известны каждому ребенку, настолько понравился проект, что они не только стали партнерами студентов, но и дали им право показывать мультфильмы в школах, помогли с приобретением игрушек-призов, разработали дизайн плакатов, разработали красочную эмблему проекта. Теперь 300 учеников из 5 школ Санкт-Петербурга легко научат вас правильно переходить улицу.
Как может лошадь помочь больному ребенку? Об этом вам охотно расскажут ребята из Ставропольского государственного аграрного университета. Оказывается, иппотерапия способна улучшить как физическое, так и эмоциональное состояние детей, больных ДЦП. На базе конноспортивной школы университета студенты организовали центр лечебной верховой езды. В итоге регулярных занятий, которые проходили в центре дважды в неделю в течение двух месяцев, многие дети стали чувствовать себя гораздо лучше. Но главное - их лица засветились радостью. Разве этого мало?
Фонд рискнул и оправданно. Наша продвинутая и образованная молодежь готова тратить силы и время не только на построение собственной карьеры, но и на бескорыстную помощь другим. Самое главное - помочь ей сделать первые шаги, обрести уверенность и нужные навыки. Специально для этого Фонд разработал новый формат программы – Зимние и Летние школы. В ходе Школ стипендиаты пройдут специальное обучение и разработают проекты, которые смогут реализовать в ближайшем будущем. Это будут по-прежнему социально-ориентированные проекты, плюс инициативы в сфере студенческого самоуправления, а также студенческих научных обществ. Все то, где студенты могут что-то изменить здесь и сейчас, не дожидаясь «взрослого будущего». Тренинги и мастер-классы по командному проектированию, работа под руководством опытных экспертов завершатся публичной защитой проектов, лучшие из которых получат гранты фонда на реализацию – до 200 000 рублей каждый (грантовый фонд одной школы – 1 млн. рублей). Но самое главное – это то, что в процессе реализации своих инициатив они приобретут бесценный практический опыт, который иным приходится нарабатывать годами.
Так что не одной стипендией жив талантливый студент. Он жаждет делать что-то нужное и полезное стране и обществу. Он чувствует в себе для этого силы и способности. Ему надо просто немножко помочь.
Точка зрения
Наталья Каминарская, исполнительный директор «Форума Доноров»:
- Мне кажется, к благотворительности надо привлекать людей разными методами. И один из самых эффективных - если они с юности, а еще лучше с детства будут каким-то образом причастны к волонтерской деятельности. То, что фонд Потанина взял на себя кроме выплаты стипендий и организации деловых игр, вот такую образовательную функцию в области благотворительности и вовлечения в нее новых людей, – это просто прекрасно. Можно только спасибо им сказать за это. Интересно, что по американской статистике, 99% людей, которые поработали волонтерами в благотворительной организации, затем принимают разного рода участие, в том числе и финансовое, в деятельности некоммерческих благотворительных организаций. Поэтому, с точки зрения развития благотворительности в России, это большой правильный шаг вперед.
Светлана Сорокина, тележурналист:
- В этом году благодаря Фонду В. Потанина я познакомилась со студентами - участниками волонтерских движений. За это знакомство отдельное спасибо! Одно дело, когда знаешь о волонтерах теоретически, из публикаций и редких сюжетов, другое, когда видишь большую компанию красивых и неравнодушных юношей и девушек, готовых тратить свои время и силы на уход за детьми и инвалидами, реставрацию заброшенных церквей и сбор мусора на пляжах и в парках.
Фонд Потанина работает на будущее. Десять лет назад казалось, что это счастливое будущее наступит быстрее. Сегодня очевидно, что работы по-прежнему много и перемены в нашей стране наступают не так быстро, как хотелось бы. Хорошо, что продолжается профессиональная работа благотворительных организаций, что их становится больше, что все большее число людей получают необходимую поддержку в нужный момент. Надеюсь, что глобальный кризис не сократит эту деятельность.
Личный опыт
Юлия Саранова, капитан команды стипендиатов Благотворительного фонда В. Потанина (г.Тверь:
- Когда дело, над которым команда долгое время трудилась в поте лица, приносит реальные, ощутимые результаты, испытываешь непередаваемое чувство удовлетворения. Особенно остро это чувствуешь, когда работаешь над таким социальным проектом как "Подари каплю Надежды". Ведь результаты нашей работы - чьи-то спасенные жизни.
В конце октября мы снова провели три донорские акции в университетах Твери, и стоит заметить, что энтузиазм, как организаторов, так и участников, нисколько не угас с весенних акций. Когда видишь, как ребята приходят, героически ждут в очереди, сдают кровь, как борются со своими страхами ради доброго дела, хочется снова и снова браться за подобные проекты и давать возможность молодежи проявить свои лучшие стороны.
Лично мне проект дал, во-первых, замечательных друзей - ребят из нашей команды. Нам удалось не просто сработаться, научиться работать на общий результат, но и подружиться.
Во-вторых, неоценимый управленческий опыт. Я считаю, что для того, чтобы развить в себе все необходимые для карьерного и личностного роста качества, необходимо для начала поработать в социальной сфере. Именно этим наша команда и я как ее руководитель занимаемся уже год. Сейчас в разработке новый проект, Дни Донора уже становятся доброй традицией, и мы надеемся, что наше дело будет идти дальше, развиваться и набирать обороты.
По материалам издания Труд.