Виктор Лошак: Сокращение вузов—это и борьба с их косностью
Опубликовано 04 декабря 2008Никто сегодня уже не помнит, с чего началась 20 лет назад перестройка в высшем образовании. Свидетельствую, она началась с шока—Москва закрыла два института. Как репортер, я полетел в один из них. Это был институт народного хозяйства в столице тогда братской республики. Выпускники-экономисты плохо считали, большинство не представляло, к каким специальностям их готовят…
Как пишут в книгах, минуло 20 лет. Москва объявляет о закрытии к 2012 году порядка 500 вузов и филиалов. Звание университетов из 383 существующих сегодня хорошо если сохранят 50. Конечно, кризис подхлестнул радикальное решение, но мотивов для приведения стихии высшего образования хоть в какой-то порядок было и без кризиса достаточно. Когда общественный совет Минобрнауки пытался вникнуть в проблему того, насколько профессии и навыки выпускников вузов сегодня соответствуют ожиданиям экономики, уже было очевидно: очень большая часть вузов нужна лишь тем, кто получает в них деньги. Вот почему прозвучавшая фраза «хорошо бы убить доступность высшего образования» показалась сначала шокирующей, а потом и не такой спорной. Сегодня у нас в стране поступление в институт—это повышение культурного уровня, уход от армии, удержание от влияния улицы, короче говоря, все, что угодно, кроме, как правило, нацеленности стать специалистом. Стоит ли удивляться, если в России студентов (620 на 10 тысяч населения) больше, чем в странах с куда более успешной экономикой, например в США или Финляндии. К тому же в стране процветает полуфиктивное дистанционное образование, благодаря которому дипломы получает едва ли не половина всех выпускников.
От всех этих подходов сложилась карикатурная диспропорция—на специальностях по экономике и управлению у нас учится такое количество студентов, что сегодня можно точно сказать: каждый третий из них уже потенциальный безработный.
Сокращение вузов—это и борьба с их косностью. Где-то в стране шумят ветра инноваций, а выпускники признаются социологам, что лишь каждый пятый из них за все годы обучения участвовал в научной или исследовательской работе. Стоит ли удивляться, если скачивать рефераты из интернета считает нормальным каждый второй?
Отсюда парадокс: специалисты нужны и специалистов нет.
До встречи!
По материалам журнала Огонёк.