Многие отечественные специалисты до сих пор задают вопрос: а что, собственно говоря, нужно было "модернизировать" в отработанной и хорошо зарекомендовавшей себя российской системе образования?
Опубликовано 04 декабря 2008Прошлогодняя июльская катастрофа пассажирского самолета ТУ-154 под Донецком потрясла всю Россию. Впервые широкая общественность услышала о таком явлении как "плоский штопор". До этого никто из российских авиапассажиров даже не мог предположить, что совершенно исправный авиалайнер может полностью выйти из подчинения экипажу и, медленно кружась, рухнуть на землю как осенний листок.
Но с точки зрения законов термодинамики это дело вполне объяснимое.
Когда пилот огромного самолета слишком резко набирает высоту, тот в одно прекрасное мгновение теряет под собой воздушный поток, на котором держится это тяжелое массивное сооружение, и превращается в неуправляемую груду металла. Выйти из состояния "плоского штопора" практически невозможно. Таковы законы природы. И здесь ничего нельзя поделать. Люди, находящиеся внутри авиалайнера, обречены.
Все последние годы система российского образования напоминает тот самый лайнер, который стремительно входит в "плоский штопор".
В начале 90-х годов прошлого столетия, когда Россия вступила в полосу "демократических преобразований", российская система образования сделала резкий и абсолютно необоснованный скачок вверх. Все предыдущие успехи и достижения в одночасье были преданы анафеме. Круша и ломая старые советские порядки, "демократические" руководители образовательной отрасли решили сломать и все лучшие традиции российской школы, возникшие в годы советской власти.
В первую очередь были порушены основы воспитания подрастающего поколения. Процесс воспитания целиком и полностью был исключен из образовательных стандартов. Пытаясь вывести школу за рамки "преступной коммунистической идеологии", российские "реформаторы" запретили в школе деятельность всех детских и юношеских организаций.
Казалось бы, только такими методами можно было избавиться от тяжелого наследия идеологически перегруженной советской школы. Но, эффект получился совершенно неожиданный. Потому что альтернативы разрушенной системе не нашлось. Школа оказалась в идейном и нравственном вакууме. И даже принятый в 1992 году Закон "Об образовании", ставший на какой-то период одним из лучших в Европе законодательных актов подобного рода, не смог исправить ситуации.
Взяв в свои руки штурвал управления страной, российские "реформаторы" резко потянули его на себя, рассчитывая на быстрый и легкий подъем. При этом забыли познакомиться с элементарными законами исторической и политической термодинамики.
Сегодня, спустя 15 лет с начала этого процесса, становится совершенно очевидным, что инструкторы, готовившие будущих руководителей нашей страны, не просто совершили просчет. Это был преднамеренный провокационный шаг. Целью которого и являлось введение всех основных систем жизнедеятельности великого государства в неуправляемый штопор.
Именно в этот период в Россию прибывает целая армия всевозможных "консультантов" и "экспертов", которые начинают активную перестройку деятельности всех структур нашего государства. И, в первую очередь, это специалисты ведущих американских университетов. Среди которых главную роль играли Гарвардский, Йельский и Стенфордский.
Конечно, основной задачей прибывающих в страну западных эмиссаров была перестройка экономики. Именно с их "лёгкой руки" начались процессы разгосударствления и приватизации ведущих отраслей промышленности. Именно под их руководством проводилась, так называемая, "ваучерная приватизация", в результате которой произошло фактическое ограбление большей части населения страны. Именно под их руководством происходило создание системы российских коммерческих банков, которые выросли, как грибы после дождя, на бюджетных деньгах. И потом за эти самые бюджетные (то есть, государственные) деньги фактически скупили всё национальное достояние страны.
Но, всего этого им оказалось мало. Потому что ведущие американские аналитики прекрасно понимали, что через некоторое время при условии сохранения действующей системы российского образования опять начнется процесс возрождения.
А этого возрождения допустить было нельзя.
Поэтому именно тогда возникла идея "модернизации российского образования".
Многие отечественные специалисты до сих пор задают вопрос: а что, собственно говоря, нужно было "модернизировать" в отработанной и хорошо зарекомендовавшей себя российской системе образования?
Российская и советская системы образования всегда были построены на принципах фундаментальности и классичности. Именно поэтому данная система готовила людей, способных, не смотря на все идеологические перегибы, производить ценнейший интеллектуальный продукт. И именно поэтому российские специалисты всегда и во всем мире ценились на вес золота. А на каком-то этапе по всему миру даже шла настоящая охота за нашими отечественными мозгами.
Единственное, чего всегда не хватало российской системе образования, особенно - в пореформенные годы, - должного внимания и должного государственного финансирования.
Но, уже с первых пореформенных лет под руководством наших "младореформаторов" началось поэтапное и целенаправленное разрушение всей системы отечественного образования.
Уже в 1992 году по ходатайству тогдашних руководителей правительства России на грант, выделенный Всемирным Банком, в Москве был создан новый университет - Высшая Школа Экономики. Он изначально задумывался и создавался по образу и подобию американского Гарвардского университета. То есть, его главной задачей стало не просто обучение и подготовка студентов, но отработка "новых моделей" экономики и образования в России.
На самом деле, все эти модели давно уже миру знакомы. Это набившие оскомину американские образчики, от которых всеми силами на протяжении последних десятилетий пытаются избавиться наши европейские и азиатские коллеги. И даже знаменитое "Болонское соглашение" возникло именно для того, чтобы противостоять американской экспансии на европейском образовательном пространстве.
Научное руководство Высшей Школой Экономики в России возглавил ярый апологет американской экономической системы Евгений Ясин. Именно через его руки прошли все руководители экономического блока нашей страны в период варварской приватизации и грабительской перестройки экономики.
Рядом с собой этот "мэтр" поставил довольно юного, как говорят в таких случаях, но подающего надежды кандидата наук Ярослава Кузьминова. Таким образом, формально оставаясь в тени и продолжая активно "консультироваться" со своими американскими "коллегами", господин Ясин получил реальную возможность осуществить задуманный этими "коллегами" план уничтожения системы образования в России.
Суть этой задумки весьма проста.
Необходимо было сделать все возможное для того, чтобы имеющимися возможностями через обученных и послушных людей в правительстве перевести стрелки в системе образования. Создать такие условия, при которых оно превратится в фактический придаток уродливого экономического рынка потребительских услуг. И, тем самым, утратит свои основные преимущества.
Кроме того, посредством целого ряда шагов, которые, якобы, должны стимулировать развитие образования, угробить его окончательно.
Что же это за шаги?
В первую очередь, предполагалось разрушить все существовавшие доселе образовательные стандарты. Создать в этом направлении полный хаос. И постепенно перевести на новые, не присущие России, а порой и просто чуждые ей.
Сегодня мы вынуждены констатировать, что данная "работа" выполнена великолепно. Российское образование так и не имеет официально утвержденных Федеральным Законом образовательных стандартов. Так что, вопрос, чему и как учат в российской школе? - приобретает чисто риторический характер.
Во вторую очередь, необходимо было создать такие условия, при которых образование в стране утратило бы обязательный и всеобщий характер. Это тоже было достигнуто в очень короткий промежуток времени. Для реализации данного пункта "плана" нужно было всего лишь резко сократить финансирование на государственном уровне всех малокомплектных школ. А к таковым относится большая часть сельских школ и почти 70% школ малых городов России. Начиная с середины 90-х годов, закрытие малых школ приняло характер катастрофы. За десять лет прекратили свое существование более 10 тысяч малокомплектных школ. А их бывшие ученики пополнили собой армию беспризорников, которых сегодня в стране насчитывается около 4 миллионов человек. И даже по официальным данным ЮНЕСКО в России сегодня два с половиной миллиона детей школьного возраста не посещают школу. По данному показателю Россия отодвинулась на 26-е место в мире, утратив свои былые лидирующие позиции.
Наряду с этой мерой, уже с середины 90-х годов начался процесс массовой приватизации и фактического уничтожения всего, что связано с развитием творческой активности подрастающего поколения. В одночасье российские дети лишились домов творчества, изостудий, спортивных клубов, юнатских станций и огромной массы внешкольных творческих кружков и секций. А школы были поставлены в такие жесткие экономические условия, при которых фактически лишились возможности заниматься с детьми творчеством во внеурочное время.
Многие детские отраслевые учреждения министерств и ведомств в период бурной приватизации были отнесены к "непрофильным активам". И также "ушли с молотка".
Таким образом, был создан мощный задел для резкого снижения общего потенциала российской нации.
И делалось это всё под бурные, пламенные речи наших "младореформаторов" о необходимости перехода к рыночным отношениям. Но, за их спинами явно просматривались лукавые глазки тех, кто фактически управлял этим процессом из стен гарвардских лабораторий и, ставших их активным проводником в России, "лабораторий" Высшей Школы Экономики.
Сегодня много и часто говорят о "теории Заговора" в отношении России.
Отбросив в сторону мистическую составляющую этого понятия, можно смело утверждать: да, "теория Заговора" существует. И заключается она в том, что кто-то очень умело и грамотно пытается уничтожить саму суть системы образования в России.
Попытаемся кратко это обосновать.
Безусловно, всякая система нуждается в совершенствовании. Но, если в ходе этого совершенствования или, как его теперь очень часто называют, модернизации уничтожаются самые основы системы, это уже является не модернизацией, а разрушением.
Первое, с чего начался этот процесс, была подмена понятия самой сути образования.
Всегда и во все времена образование являлось важнейшей социальной функцией государства.
Сегодня в обиход запущено совершенно иное понятие, в соответствии с которым образование является всего лишь сферой коммерческих услуг. Термин "образовательная услуга" прочно вошел в обиход не только политиков, но и многих руководителей системы образования. И это означает, что образование стало сугубо личным делом каждого конкретного гражданина страны. Тем самым, государство фактически отказалось от системы планирования своего будущего. То есть, оно лишилось стратегии своего развития.
А государство без стратегии развития обречено на гибель!
В связи с подменой понятий изменилась и система финансирования образовательной отрасли.
Совершенно естественно, что, раз это всего лишь сфера коммерческих услуг, то и финансироваться она должна на соответствующем уровне. То есть, государство снимает с себя всякие финансовые гарантии за развитие образования в стране.
Этот процесс значительно усугубился с момента осуществления так называемой "административной реформы" и объединения в одном ведомстве образования и науки.
В настоящее время мы наблюдаем переход к повсеместному платному высшему профессиональному образованию. Ежегодно количество бесплатных бюджетных мест в вузах сокращается со скоростью 8-10% в год. Если процессы будут развиваться подобными темпами, то уже через 10 лет в России не будет бесплатного высшего образования.
Следующим шагом будет фактический перевод на платные рельсы всего общего среднего образования. Тем более что для этого уже созданы все необходимые предпосылки.
Сегодня уже выведены за рамки обязательных (то есть, оплачиваемых за счет бюджета) предметов: изобразительное искусство, музыка, дополнительные иностранные языки, компьютерная грамотность и многое другое. То есть, то, что фактически работает на развитие творческих способностей ученика. За все это родителям теперь предложено платить из собственного кармана. А это означает, что творческая развивающая деятельность становится все менее и менее доступной для детей из малообеспеченных семей. Россия начинает терять своих Ломоносовых и Кулибиных. И восполнить эту потерю скоро будет некому.
Кроме того, сегодня активно внедряется разработанный в недрах Высшей Школы Экономики принцип финансирования "деньги за учеником". Или иначе этот принцип называют системой "подушевого нормативного финансирования". На самом деле, под бурные возгласы о необходимости более "рационального" использования бюджетных средств в системе образования происходит уничтожение этой системы. Потому что это приводит к резкому сокращению в целом бюджетного финансирования. И все разговоры о том, что год от года происходит повышение общего уровня финансирования образования в России, вызывают много вопросов. И главный из них, как говорил знаменитый литературный герой - где деньги, Зин?
На этом фоне весьма странно и нелепо выглядит так называемый "национальный проект "Образование".
Вообще, когда речь идет о национальных проектах, в первую очередь должна просматриваться идеология любого конкретного проекта. До сих пор ведущие специалисты в области образования задают друг другу вопрос: в чем же, собственно говоря, стратегическая суть этого самого "национального проекта "Образование"?
Этой стратегии нет. Есть некая чисто пиаровская акция по раздаче денег из бюджета, непомерно распухшего за последние годы за счет поступления огромного количества "нефтедолларов". И совершенно очевидно, что проводится она в преддверии нового политического избирательного сезона 2007-2008 годов.
Кто и по какому принципу раздает эти самые деньги, не понятно до сих пор никому. Более того, подобного рода немотивированная раздача денег может привести к совершенно противоположному эффекту. Она может спровоцировать непримиримые противоречия внутри самой системы. Ибо, понять, почему Мария Ивановна получила сто тысяч рублей, а работающая точно также рядом с ней Мария Петровна, таких денег не получила, объяснить не сможет никто. Точно также как невозможно объяснить принцип отбора "лучших школ". Тем более что до сих пор нет даже критериев отбора и первых и вторых. Скорее всего, определять, кому, сколько и за что давать, будет все тот же чиновник. И большая часть выделенных средств при общей невероятной коррумпированности системы, естественно, уйдет на сторону. Или, как принято говорить, в "откаты".
Кстати. В России на сегодня чуть менее 60 тысяч школ. Грант в один миллион рублей получит всего одна тысяча школ. Что составляет всего 1,5% от общего числа школ. А 80% школ (по данным министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу) сегодня не пригодны для обучения детей с точки зрения безопасности. Если же рассмотреть вопрос более глубоко, то 99% российских школ не готовы обучать детей в соответствии с современными требованиями. У них для этого нет ни соответствующей материальной, ни соответствующей технической базы. В соответствии с разделением полномочий между федеральным центром и регионами, все школы сегодня финансируются исключительно из местных бюджетов, в которых на данные цели просто нет средств. И это еще одна серьезная издержка "реформы образования". Потому что переводит образовательную политику из разряда государственной в муниципальную. И тем самым нарушает одно из важнейших положений Конституции страны, предусматривающее равное право получения качественного среднего образования на территории всей страны.
Кроме того. Сегодня мы наблюдаем потрясающий факт. Многие из "лучших школ", ставших счастливыми получателями миллионного гранта, лишились значительно больших денег в результате внедрения нового принципа финансирования "деньги - за учеником". Таким образом, даже этот грант не в состоянии покрыть их недостающие возможности.
И все-таки, при всей серьезности финансовых проблем, главной проблемой остается качество образования. И именно по данной проблеме ретивые "реформаторы" пытаются нанести сокрушительный удар.
Сорок лет назад - в 1967 году во Франции впервые был проведен эксперимент по внедрению единого государственного экзамена. Связано это было с тем, что именно тогда эту прекрасную европейскую страну потрясли массовые студенческие волнения. В первую очередь, среди представителей малообеспеченных семей и выходцев из бывших колониальных территорий. И для того, чтобы попытаться решить ряд социальных задач, правительство Франции пошло на внедрение ЕГЭ в упрощенной тестовой форме. Но, уже через несколько лет стало очевидно, что введение ЕГЭ привело к резкому снижению общего уровня качества знаний поступающих в вузы. И через пять лет ЕГЭ был отменен.
Правда, этот опыт успели перенять США. Учитывая тот факт, что американцы вообще весьма склонны к упрощенным методам преподавания и оценки знаний, ЕГЭ в тестовой форме у них прижился сразу и надолго. Сегодня США пожинают плоды этой "модернизации". По признанию самого богатого человека США и мира Билла Гейтса, сделанного им в феврале 2005 года на специальном конгрессе американских губернаторов, система образования Америки сегодня переживает полный крах. И одна из главных причин этого - прикладной характер образования, основанный на упрощенной тестовой форме оценке знаний.
Наши российские горе-реформаторы, встав на тот же пагубный путь, также толкают всю систему образования к полному краху. Делает это, в первую очередь, все та же команда Высшей Школы Экономики во главе с Ярославом Кузьминовым и при непосредственном научном руководстве Евгения Ясина. Видимых причин здесь две. Первая заключается в том, чтобы угодить своим заокеанским "консультантам". Вторая - в огромных денежных средствах, которые крутятся при проведении ЕГЭ. Тем более что к этому процессу с легкой руки руководителей Федеральной Службы Надзора в сфере науки и образования допущены коммерческие структуры. И здесь - огромное поле для коррупции и махинаций, без которых наши отечественные чиновники вообще уже давно не могут существовать.
Но, если США, развалив свою систему образования, имеют возможности скупать "мозги" по всему миру, то Россия такой возможности лишена. А вскорости лишится и своих "мозгов".
И этот процесс получает сегодня в нашей стране резкое ускорение в связи с тем, что мы встаем на очень пагубный путь реорганизации государственных образовательных учреждений в "автономные". То есть, в такие, деятельность которых теперь государство вообще гарантировать не будет. Их попросту отпускают в "вольное плавание", из которого вернутся далеко не все. А это означает фактическое уничтожение огромного количества учреждений высшего и среднего специального профессионального образования. После принятия Закона "Об автономных учреждениях" многие вузы и техникумы превратятся в казино и доходные дома.
Это станет последним движением штурвала, после которого лайнер российского образования неминуемо свалится в неуправляемый "плоский штопор". И сделать уже ничего будет невозможно.
Потому что таковы законы исторической термодинамики
Комков Сергей Константинович - президент Всероссийского Фонда Образования, доктор педагогических и философских наук, профессор, академик РАЕН.
По материалам сайта viperson.ru