Поволжский Образовательный Портал

Что ждет студенчество?

Опубликовано 09 сентября 2004

 22 августа Президент России подписал Федеральный закон с длинным названием, в котором нет ни слова о студентах, — «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 122 — ФЗ).

Однако многие положения этого документа напрямую касаются вузов и студенчества.

Татьяна ГРЕБЕНЕВА, ведущий специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза


Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее — высшие учебные заведения). При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем три процента расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию, недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;

4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

3. К компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относятся:

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной защите студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;

Статья 25. Компетенция субъектов Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

По общим вопросам высшего и послевузовского профессионального образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной настоящим Федеральным законом компетенции Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования.

 

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее — высшие учебные заведения), не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

 

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию.

 

4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

3. К компетенции федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием относятся:

17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке студентов, аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их обучения, труда;


Статья 25 признается утратившей силу.

 

Концептуальный подход заключается в том, что правовое регулирование отношений в области высшего профессионального образования осуществляется исключительно федеральным законодательством.

Из компетенции субъектов Российской Федерации полностью исключаются вопросы в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» отныне регулирует отношения в области высшего образования применительно к федеральным государственным образовательным учреждениям.

Однако в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции РФ общие вопросы образования, в том числе профессионального, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому такой подход противоречит Конституции РФ и нарушает права граждан.

Из приоритетных задач государства в области развития высшего профессионального образования исключаются нормы, не допускающие сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Государство отказывается от обязательств по ежегодному установлению доли национального дохода (не менее чем три процента расходов федерального бюджета), за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях, и устанавливает гарантии финансирования за счет средств федерального бюджета обучения только в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования только в федеральных государственных образовательных учреждениях.

Для льготных категорий граждан государственные гарантии прав на внеконкурсный прием, преимущественное право на поступление и прием без вступительных экзаменов сохраняются исключительно при поступлении в федеральные государственные высшие учебные заведения.


Социальная сфера, сопровождающая основную образовательную деятельность, фактически выходит за рамки компетенции Российской Федерации (подробнее чуть ниже).

Федеральные органы управления высшим профессиональным образованием в дальнейшем не обязаны совместно с профсоюзными организациями заниматься разработкой и реализацией мер по улучшению условий обучения, быта, отдыха и медицинского обслуживания студентов.


Значительно ограничиваются возможности образовательного учреждения по осуществлению предпринимательской деятельности и использованию полученных от нее доходов, в том числе для создания фондов материальной поддержки обучающихся.

 

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – «ЗВПО»)


Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования


3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:


4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

 


Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – «ЗО»)


Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования


4. В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливают порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Из федерального бюджета выделяются средства на содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы системы среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также на реализацию мер по социальной защите студентов, при этом на каждого студента образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, обучающегося за счет средств федерального бюджета, для реализации указанных мер ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных размеров оплаты труда.


Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – «ЗВПО»)

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

2. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право:

5) бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

3. …

Студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание помощи нуждающимся студентам в размере пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах соответствующих бюджетов, а также выделяются дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха.

Студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений выдается доплата на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее 2 рублей, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно.

(В ред. Федерального закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

Иногородним студентам очной формы обучения и аспирантам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения (далее — аспиранты очной формы обучения), предоставляется также право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно или автобусным транспортом при отсутствии железнодорожного сообщения; студентам и аспирантам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, — авиационным транспортом один раз в год туда и обратно.


Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»


Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН

НА ОБРАЗОВАНИЕ


Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

….

20. Обучающиеся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, имеют право на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений.


Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников


6. Инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством.


Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования


3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:


4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

 

Статья 42. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования


4. В пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

 

Статья 16. Студенты высших учебных заведений

2. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право:

5) бесплатно пользоваться федеральных в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

...

3. …

Студентам очной формы обучения федеральных государственных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета. Федеральным государственным высшим учебным заведениям выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения.


Пункт 20 статьи 50 признается утратившим силу.


Пункт 6 статьи 51 признается утратившим силу.

 

Отменяются государственные гарантии по обеспечению прав обучающихся на социальную защиту.

Порядок обеспечения социальной защиты обучающихся из средств бюджетов заменяется на механизм реализации мер социальной поддержки. Это означает, что образовательные учреждения в пределах имеющихся у них внебюджетных средств самостоятельно будут разрабатывать и реализовывать меры социальной поддержки нуждающихся студентов.


Государство фактически снимает с себя обязанность по финансированию содержания студенческих общежитий и других объектов социально-культурной сферы, а также отменяет установленный законом конкретный перечень пособий и льгот, направленный на социальную поддержку студенчества.

При этом отменяются льготы на питание и проезд обучающихся, право бесплатно пользоваться услугами лечебных подразделений высшего учебного заведения. Студенты теряют право использовать для санаторно-курортного лечения и отдыха средства федерального бюджета, выделяемые в сумме двукратного месячного размера академической стипендии.

Кроме того, из компетенции субъектов Российской Федерации в области образования исключается право устанавливать дополнительные к федеральным льготы обучающимся образовательных учреждений, а также виды и нормы материального обеспечения (ст.29 «ЗО»).

Наряду с этим государственным и муниципальным органам управления образованием отказывается в праве оказывать поддержку общественным организациям и государственно-общественным объединениям в системе высшего профессионального образования (ст.15 «ЗВПО»).

Что касается самого образовательного учреждения, то оно утрачивает возможность распоряжаться по своему усмотрению финансовыми и материальными средствами, закрепленными за ним учредителем (ст. 43 «ЗО»), и освобождается от обязанности по контролю за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 32 «ЗО»).


Вывод. Обучающиеся лишаются возможности получения дополнительных льгот из бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Образовательное учреждение с учетом очень ограниченных финансовых возможностей, а также собственного субъективного желания становится практически единственным местом, где нуждающиеся студенты могут получить хоть какую–нибудь поддержку.

При этом следует иметь в виду, что речь идет только о студентах федеральных образовательных учреждений. Что касается обучающихся образовательных учреждений субъектов РФ, а также негосударственных вузов, то объем социальной поддержки такой категории студентов будет полностью зависеть от финансовых возможностей соответствующего бюджета и источников. Такие действия, в свою очередь, приведут к значительному снижению уровня социальной защищенности студентов.

 

Кроме того, с учетом предлагаемых изменений статьи 16 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» положения в части дополнительных гарантий этой категории студентов на реализацию права на образование закрепляются в большей степени только для обучающихся и выпускников федеральных образовательных учреждений. Все остальные предусмотренные федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и устанавливаются региональными законами и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ.


Для обучающихся негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, отменяются все права на получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации для обучающихся государственных и муниципальных образовательных учреждений, что противоречит конституционным принципам, запрещающим дискриминацию.


Государство снимает с себя обязательство компенсировать образовательным учреждениям рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся в связи с инфляцией

Другие матералы рубрики: