В России растет количество кафедр ЮНЕСКО
Опубликовано 15 сентября 200917 сентября в Ханты-Мансийске Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО проведет Международный конгресс кафедр ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития.
На форум приглашены несколько десятков кафедр ЮНЕСКО, как российских, так и зарубежных. О том, какие вопросы обсудят участники конгресса и как реализуются Программы УНИТВИН (побратимство университетов через создание так называемых университетских сетей) в России, "РГ" рассказал директор Бюро ЮНЕСКО в Москве и представитель ЮНЕСКО в Азербайджане, Армении, Беларусии, Молдавии и Российской Федерации Бадарч Дендев.
Российская газета : Вы давно возглавляете Бюро ЮНЕСКО в Москве и хорошо знакомы с тем, как реализуются Программы УНИТВИН. Какими вам видятся место и роль российских кафедр ЮНЕСКО в этих программах?
Бадарч Дендев : Программа "УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО" появилась в 1992 году. Ее участниками стали, главным образом, университеты, имеющие партнерские связи с различными неправительственными организациями в сфере высшего образования, а также профильными фондами и сообществами. В настоящее время действует 646 кафедр ЮНЕСКО и 60 сетей УНИТВИН в более чем 770 высших учебных заведениях 126 стран мира.
Мы всегда рассматривали российские кафедры ЮНЕСКО как важных и надежных партнеров. В Российской Федерации сегодня создано более 50 кафедр ЮНЕСКО.
В целом Программа "УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО" способствует формированию устойчивых связей между кафедрами как внутри стран и регионов, так и по тематическим направлениям. Сегодня, когда происходит формирование глобального инновационного общества, кафедры ЮНЕСКО содействуют инновационным процессам. Кроме того, расширение сети УНИТВИН способствует повышению качества и доступности образования, обеспечению большей мобильности студентов и преподавателей, полноценной социально-культурной адаптации мигрантов с помощью образовательных программ.
Центральная, координирующая роль здесь, безусловно, принадлежит Министерству образования и науки Российской Федерации и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В последние годы министерство объявило конкурс инновационных образовательных программ в вузах. Среди победителей я видел несколько университетов, в которых успешно работают кафедры ЮНЕСКО.
Бюро ЮНЕСКО в Москве всегда стремилось привлекать кафедры ЮНЕСКО к своей деятельности. Мы и впредь намерены придерживаться политики максимального использования интеллектуального потенциала этих кафедр. В последнее время Бюро ЮНЕСКО в Москве много работает как с российскими, так и с международными донорами. Мы добились значительных результатов в установлении партнерских отношений и привлечении внебюджетных средств на программы ЮНЕСКО, проводимые в Российской Федерации. Среди наиболее значимых партнеров Бюро следует назвать Международный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ и такие известные компании, как "Кока-Кола", "Л,Ореаль", Фонд Форда, "Даймлер Крайслер" и др. Хочется надеяться, что наши доноры также поддержат и Программу "УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО".
РГ : В марте 2007 года по инициативе Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Российской академии государственной службы при президенте РФ состоялся Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО. На нем был принят ряд важных решений, в частности, создан Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации во главе с ректором академии Владимиром Егоровым. Вы принимали участие в конгрессе. На ваш взгляд, что изменилось в работе российских кафедр ЮНЕСКО после этого конгресса?
Бадарч : В ходе конгресса был отмечен рост количества российских кафедр ЮНЕСКО. Эта тенденция вызывает настоятельную необходимость создания постоянного органа, ответственного за координацию Программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО в Российской Федерации. В связи с этим был рассмотрен проект Положения о Координационном комитете кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации, определены критерии отбора заявок на создание кафедр и выработан механизм мониторинга их деятельности.
Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации во главе с ректором Российской академии государственной службы Владимиром Егоровым успешно приступил к работе. Это стало знаменательным событием и отправной точкой для распространения Программы УНИТВИН в Российской Федерации и реальной координации работ всех кафедр ЮНЕСКО. Стало возможным создание кафедр нового поколения, их объединение в сети, укрепление уже существующих сетей, совершенствование управления работой кафедр и подключение их к межсекторальным платформам ЮНЕСКО. Следует особенно отметить прогресс в сфере координации работы кафедр ЮНЕСКО педагогической и экологической направленности.
В то же время был выявлен ряд недочетов и проблем, как, например, географическая несбалансированность в пользу центральной части России или утрата кафедрами активности через несколько лет после их создания, отсутствие активной взаимосвязи между большим числом кафедр и при этом "раздувание" числа новых кафедр при отсутствии мониторинга уже созданных, несогласованность работы кафедр с приоритетами ЮНЕСКО. На заседаниях Координационного комитета были вынесены рекомендации по совершенствованию планирования и осуществления Программы "УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО". Университетам и другим высшим учебным заведениям будет предоставлена возможность принимать участие в существующих сетях УНИТВИН в качестве альтернативы созданию новой кафедры ЮНЕСКО.
Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО на сайте Российской академии госслужбы при президенте РФ открыл свою веб-страницу, где предложил всем уже созданным кафедрам ЮНЕСКО размещать информацию о своей деятельности в разделе новостей, подключиться к дискуссиям на форуме, а также создать свои собственные сайты.
РГ : Как Бюро ЮНЕСКО в Москве восприняло идею проведения международного конгресса в Ханты-Мансийске и готово ли принять в нем участие?
Бадарч : Мы поддержали идею совместного проведения Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития, выделили соответствующее финансирование и оказали содействие по формированию содержательной части форума.
Важно отметить, что этот конгресс проводится в рамках десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005-2014 годы). Хотел бы напомнить, что весной 2009 года в Бонне (Германия) состоялась Всемирная конференция по образованию в интересах устойчивого развития, результатом которой стала Боннская декларация. В ней говорится о необходимости мобилизации основных функций университетов - обучения, исследовательской и общественной деятельности - для укрепления знаний в области образования в интересах устойчивого развития. Аналогичные вопросы также были в центре внимания на Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, Франция, 6-8 июля 2009 года). Все эти темы станут основой для дискуссии на конгрессе в Ханты-Мансийске.
В ходе конгресса пройдут два пленарных заседания. На "круглых столах" по различным направлениям (экология, образование, социальная сфера) состоится обмен мнениями по вопросу вклада кафедр ЮНЕСКО в Десятилетие образования в интересах устойчивого развития ООН. Конгресс также призван выработать принципы и направления координационной деятельности кафедр ЮНЕСКО с использованием потенциала мирового академического сообщества и способствовать созданию сети кафедр ЮНЕСКО.
РГ : Каким вы видите вклад конгресса в Ханты-Мансийске в международное сотрудничество?
Бадарч : С 2005 года многие страны не только достигли значительных результатов в области обеспечения образования в интересах устойчивого развития, но также разработали и сформулировали рамочный подход к решению этой задачи. Во многом благодаря именно этому возникло понимание, что развитие образования в интересах устойчивого развития является инвестицией в будущее страны.
Убежден, что конгресс сможет обозначить пути участия кафедр ЮНЕСКО в реализации учебных программ, исследований и мероприятий по широкой проблематике вопросов образования, будет способствовать мобилизации ресурсов и финансирования в поддержку образования, а также станет базой для развития и укрепления существующих международных, региональных и национальных механизмов сотрудничества.
Участники конгресса планируют принять ханты-мансийскую декларацию и выработать рекомендации по координации образовательной политики и стратегии для достижения целей Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООН на базе партнерства университетов (УНИТВИН) и кафедр ЮНЕСКО.
Источник: сайт Российской газеты, Евгений Евгеньев