Бизнес-школ стало меньше, а количество слушателей растет
Опубликовано 15 сентября 2009Выставка "Экономическое и бизнес-образование", прошедшая на прошлой неделе в Москве, собрала крупнейших игроков рынка и лишний раз продемонстрировала тенденцию: сегодня людей интересуют практикоориентированные программы, обучение которым быстро принесет плоды и реально поможет в ведении дел. Живой интерес посетителей выставки вызвали мастер-классы профессоров ведущих отечественных бизнес-школ, полезной была и дискуссия, затеянная "Российской ассоциацией бизнес-образования" (РАБО) в рамках "круглого стола" "Реакция бизнес-школ на кризис".
Кризис, по оценкам Begin Group, сократил рынок бизнес-образования в России в среднем на 30-40%. Произошло это за счет уменьшения значения бизнес-образования для карьеры. По словам президента РАБО Леонида Евенко, выпускники МВА также попадали под сокращение, как и их "неостепененные" коллеги. Сказалось и то, что в школах преобладали корпоративные программы обучения, а за последний год многие компании сократили расходы на образование своих сотрудников.
- Сегодня ставка на корпоративное обучение не работает, удар нанесли те, кто не смог больше учиться из-за отсутствия средств и ушел, - говорит Евенко. - Стало очевидно: школам надо менять бизнес-модель. 5 лет действовала модель интенсивного роста, напрямую зависящего от набора и дохода. Сегодня от школ требуются гибкость и адаптивность, изменения в ценовой политике. Но снижения цен нельзя допустить, иначе школа уйдет в другую ценовую категорию, а это неправильно. Зарубежные уменьшают стоимость обучения за счет сокращения продолжительности обучения с 18 до 15 месяцев. Российские же "дробят" программы на отдельные модули, но сокращение невозможно из-за необходимости выполнять государственные требования.
Как выяснила "РБГ", сегодня наблюдается довольно существенный разброс цен: от 300 тысяч рублей у школ-новичков, до 700 - у элитных и известных. Есть и того больше: почти миллион за индивидуальное обучение. Руководство школ осознает, тот, кто сегодня приходит на программу МВА, более мотивирован на обучение, его выбор стал более сознательным. Большей популярностью у слушателей 2008-2009 гг. вызывают программы дневной формы обучения (full-time), ими заполняют случившийся перерыв в карьере.
По данным Begin Group, около 30% московских бизнес-школ предоставляют скидки в случае полной или ранней оплаты всего курса (5-10% от стоимости обучения) и фиксируют цену в рублях.
В целом же, по оценкам экспертов, количество программ в бизнес-школах сократилось в среднем на 40-50%. Порядка 10 бизнес-школ прекратили существование либо отказались от набора студентов в этом году.
Сегодня максимальный всплеск интереса к бизнес-школам наблюдается в США, где наличие степени МВА - обязательное требование при переходе на ряд позиций в корпоративной иерархии. В то же время в США и Великобритании (основные страны, куда едут учиться, а зачастую найти работу и остаться) приостановлена часть программ, что связано с усложнением в оформлении учебных виз.
По словам научного руководителя программы Executive MBA LWB Государственного университета управления (ГУУ) Владимира Морыженкова, сегодня школам не обойтись без нового решения, поскольку настало время учить не методикам и дисциплинам, а умению директорствовать.
- Когда корпоративные клиенты сплошь и рядом отказываются от обучения, можно пойти в малый бизнес, - считает первый проректор института экономики и финансов "Синергия" Светлана Жильцова. - Эти программы профпереподготовки не такие дорогие, клиенты платят сами и приобретают навыки управления компаниями в кризисных условиях, стратегии деловых переговоров в конкурентной среде и многому другому. Среди преподавателей, как правило, практикующие выпускники программ МВА.
К слову, совет по приему на программы последипломных программ в области управления (Graduate Management Admission Council - GMAC) оценил перспективы трудоустройства почти 6000 выпускников МВА школ этого года из 129 бизнес-школ. Выяснилось, что половина уже устроились на работу. Выше показатель был только в 2001 году - 64%. Если сравнивать показатели изменений числа абитуриентов на программы МВА в Европе и странах СНГ за последние пять лет, то становится понятно, что для России рост числа заявок на зарубежные программы МВА составил 24% и является одним из высоких в Европе.
Источник: сайт Российской газеты, Лариса Каллиома