Поволжский Образовательный Портал

Министр образования Московской области Лидия Антонова: Современные дети лучше нас

Опубликовано 18 сентября 2009

Что нового ждет подмосковных школьников и учителей в этом учебном году? Как выживает образование в кризисное время? Когда сократится в области очередь в детские сады? На эти и другие вопросы ответила на "деловом завтраке" в "РГ" Лидия Антонова, министр образования Московской области.

Российская газета: Лидия Николаевна, всех родителей волнует вопрос безопасности детей в школах. А перед началом учебного года в прессе были сообщения, что в некоторых районах у пожарных были претензии почти к половине учебных заведений. Их удалось снять?

Лидия Антонова: Да, все школы Подмосковья открыли двери 1 сентября. Правда, есть замечания по ряду объектов. Скажем, в здании, где учатся дети, установлена автоматическая система пожарной сигнализации, а в гараже - нет. Считается, что объект не полностью соответствует требованиям безопасности. Другой пример: в Павловском Посаде находится старинная школа. Чудесное четырехэтажное здание, где на полах лежит дубовый наборный паркет, который, исходя из пожарной безопасности, надо менять... Раньше это не было препятствием для работы школы. Вообще, требования к материальной обеспеченности учебных заведений возрастают - например, сегодня при каждом спортзале должны быть душевые. Мы стараемся им соответствовать. Если год назад всем требованиям отвечали 64 процента подмосковных школ, то в этом - более 70 процентов. Конечно, в новых школах, а в этом году вводится еще девять, соблюдены все современные условия.

РГ: В области есть школы, где учатся 5-10 детей, а то и меньше. Содержать их, особенно во времена кризиса, накладно для бюджета. У малокомплектных школ есть перспектива?

Антонова: Сохраним те, где создана хорошая материально-техническая база, где детям и учителям комфортно. Кстати, некоторые из них оснащены так, что и в городах завидуют. Есть закон: не хочет село, чтобы школа закрывалась, значит, власти должны находить средства, чтобы довести ее до стандарта качества. Решая вопрос о судьбе школы, мы прежде всего смотрим не на кризис, а в будущее. Уже второй год в первый класс приходят на несколько тысяч ребятишек больше, чем в предыдущий. Действуем, исходя из этих фактов.

РГ: В этом году в области родилось на 25 тысяч детей больше, чем в предыдущем. Хватит ли на всех мест в детсадах?

Антонова: Стараемся увеличивать темпы строительства детсадов. Недавно первых ребят приняли 6 новых садиков, до конца года введем в строй еще 12. Благодаря этому места получат 2670 малышей. Строительные работы сейчас идут на 27 площадках. Вскоре в Балашихе появятся 5 детсадиков, по два - в Дубне, Жуковском, Клину, Лобне, Мытищах, Солнечногорске и еще ряде городов. Чтобы очередь шла быстрее, стараемся максимально использовать площади уже построенных зданий. За счет этого к началу нового учебного года удалось дополнительно открыть 133 группы на 2475 мест. Такую работу будем продолжать, но только не в ущерб комфорту детей.

РГ: Зарплата подмосковных учителей в этом году упадет?

Антонова: Она сохранена в прежнем объеме: в среднем - 24,5 тысячи. Это выше общероссийской в полтора раза. А вот ставки управленцев и их количество в некоторых школах (там, где их было больше, чем учителей) пришлось сократить. Поставили жесткое условие: зарплата директора не должна превышать зарплату учителя более чем в два раза. И мы будем это жестко контролировать. Но нас волнуют так называемые "непедагогические" кадры, то есть те работники системы образования, которые не ведут уроки. Это: педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня. С целью сохранения этих категорий педработников из областного бюджета в муниципальные образования было направлено 49 миллионов рублей.

РГ: В Москве свободных вакансий учителей в этом году практически не осталось. А в Подмосковье?

Антонова: На дефицит кадров не жалуемся. Ежегодно в школы приходит около 600 выпускников педагогических университетов. Многие учителя - настоящие подвижники. Один из показателей их труда - то, что у нас всегда много победителей всероссийских и международных олимпиад - почти 60 призеров каждый год. В этом году Андрей Корольков из Химок и Лариса Акулкина из Раменского завоевали золотую медаль по физике и бронзовую по биологии на международных олимпиадах. Есть школы, например, N 5 в Долгопрудном, где большинство выпускников - победители олимпиад разных уровней.

Герой из 2 "А"

РГ: В нескольких регионах начался эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры. Подмосковье в него включилось?

Антонова: Уроки нравственности в наших школах идут уже восемь лет. Ведь если ты живешь в Подмосковье, история которого так тесно связана с православием, знать его основы просто необходимо. Уже несколько лет в области преподаются "Духовное краеведение Подмосковья", "Основы православной культуры", "История религий России"... В рамках федерального эксперимента только планируется начать разработку учебных пособий, а у нас уже подготовлены замечательные учебники и пособия. В этой программе участвуют более 55 тысяч школьников с первого по одиннадцатый классы.

РГ: Они посещают такие занятия в обязательном порядке?

Антонова: Нет, только с письменного согласия родителей. Интерес большой. А на мероприятия, которые организует наше министерство вместе с епархией, приходят люди разных национальностей и вероисповеданий.

РГ: Не получится ли так, что школьники будут хорошо знать церковные заповеди, но так и не побывают в Троице-Сергиевой лавре, Саввино-Сторожевском монастыре?

Антонова: Помимо регулярных поездок по святым местам ребята работают на восстановлении храмов. Каждый год в разных районах области летом открываются десять православных лагерей для подростков. Мы не достигнем цели - развитие души, если будем только вкладывать в головы детей информацию. Важны и практические уроки милосердия. Скажем, в школе N4 Краснознаменска создан отряд тимуровцев. Они устраивают для ветеранов концерты, помогают по дому. Этим же занимаются и ребята из детского объединения "ЛЕВ", созданного в Одинцовском районе... Сейчас часто говорят об инфантильности и эгоизме современной молодежи. Я в это не верю. Они лучше нас. Вспомните хотя бы пример Жени Табакова, который погиб, защищая сестру от бандита. Второклассник из Ногинска стал Героем России.

РГ: Когда маме Жени вручали его орден Мужества, многие говорили, что об этом поступке забывать нельзя...

Антонова: А мы и не забываем. В стенах школы, где Женя учился, откроем мемориальную доску, а место за его партой будет занимать лучший ученик. Во всех школах провели уроки мужества. А на родительских собраниях говорили о том, что беды можно было избежать, если бы соседи, которые слышали крики детей, бросились к ним на помощь... Маме и сестре Жени было тяжело жить в квартире, где случилось горе, - и педагоги решили помочь семье. На благотворительный счет все сотрудники нашего министерства перечислили однодневный заработок, добавили деньги сотрудники вузов, сузов, ПТУ... И в июне Табаковы переехали в новую двухкомнатную квартиру в Черноголовке.

Деньги для мамы

РГ: Если два года назад в Подмосковье насчитывалось 18 тысяч сирот, то сейчас - 16,6 тысячи. Вы разделяете мнение, что сиротство можно победить, только всерьез взявшись за непутевых родителей?

Антонова: Да, начинать надо именно с родителей. В начале 90-х годов, когда я заведовала ГОРОНО в Люберцах, наш район стал пилотной площадкой для совместного проекта с Голландией. Суть его как раз в том, что для предупреждения социального сиротства надо работать не с ребенком, а с его неблагополучной семьей, поскольку тут корень всех проблем. Сначала необходимо было решить материальные проблемы: для этого выделялись средства на еду, одежду, ремонт квартиры. Тем временем специалисты - педагоги и психологи - занимались с родителями. Если необходимо, их принудительно лечили от пьянства. С помощью социологов мы провели обследование населения, выявили неблагополучные семьи. Закрепили за каждой социолога и психолога. В детских садах создавали группы, где дети могли находиться круглосуточно. Папам и мама говорили: "Пусть дети пока побудут здесь, а вы учитесь варить для ребенка обеды, заботиться о нем. Если через три месяца все останется по-прежнему, возбудим дело о лишении родительских прав". В одной из школ создали классы для запущенных ребят, чтобы они в более психологически комфортных условиях, чем в обычной школе, смогли наверстать упущенное. Ребята учились, получали профессиональное образование. И вот результат: ни один из них в последующие годы не попал в колонию. Документальный фильм, снятый в ходе эксперимента, демонстрировали по всему миру. Зрителей поражала эволюция семей: вот мама пьяная, дети запущенные, а вот та же семья спустя три года - все чистые, радостные.

К нам приезжали перенимать опыт из многих регионов России. Сегодня методики, наработанные тогда, реализуют в Ступино, Чехове и других городах Подмосковья. Проект был рекомендован для использования Министерством образования и науки России, но я хочу подчеркнуть: здесь важна не столько поддержка на федеральном уровне, сколько кропотливая работа на местах. Глава муниципального образования должен знать не только экономику территории, но жителей своего города или района, группы риска. Помощь неблагополучным семьям должна оказываться адресно - тогда все получится.

 

Источник: сайт Российской газеты, Ирина Пуля

Другие матералы рубрики: