МГУ и СПбГУ смогут по-своему испытывать абитуриентов
Опубликовано 27 октября 2009Госдума РФ на прошлой неделе приняла в третьем чтении закон, который присваивает Московскому и Санкт-Петербургскому государственным университетам особый статус, позволяет этим вузам принимать абитуриентов не только по результатам ЕГЭ, но и по итогам проводимых ими самостоятельно вступительных экзаменов, а также выдавать выпускникам дипломы собственного образца с гербовой печатью РФ. О преимуществах, которые получат два старейших университета страны, специальному корреспонденту РИА Новости Оксане Павловой рассказывает один из его разработчиков, статс-секретарь замминистра образования и науки РФ Юрий Сентюрин.
- Юрий Петрович, что легло в основу этого законопроекта, и какие преимущества получат вузы после его принятия?
Главное, что легло в основу этого закона – это повышение управляемости уникальных научно-образовательных комплексов, какими оба университета и являются. В законе это называется системой МГУ имени Ломоносова и СПбГУ. В эту систему входит большое количество юридических лиц и структурных подразделений, которыми вузы должны управлять четко и слаженно.
Вторая очень важная вещь связана с финансированием этих университетов. Ведь для того, чтобы система работала и сохраняла свою уникальность, многопрофильность подготовки и представляла собой новый облик образовательной системы РФ, необходимо чтобы все это сопровождалось серьезным финансовым обеспечением. Поэтому предполагается, что и МГУ, и СПбГУ будут располагать отдельной строчкой в федеральном бюджете.
И третье - это появление большей степени ответственности у этих университетов. Это означает, что МГУ и СПбГУ получат дополнительные права по подбору студентов, у них появится право проводить дополнительные испытания для абитуриентов.
- Увеличится ли объем финансирования университетов после присвоения им особого статуса?
- Увеличение объемов финансирования на текущий и последующий годы не предполагается. В перспективе каждый из этих университетов, заявляя свою программу развития, будет доказывать необходимость в определенном объеме финансирования.
Систему образования во время кризиса в меньшей степени затронули сокращения выделяемых государством средств, потому что президент РФ, премьер-министр и правительство понимают, что инвестиции в человеческий капитал – это самые главные инвестиции. Поэтому отдельная строка МГУ и СПбГУ в бюджете, в ведомственной структуре расходов - это очень важно.
- При этом вузы не лишат возможности зарабатывать собственные деньги?
- Нет, эта деятельность разрешена законом.
- Согласно законопроекту, ректоры МГУ и СПбГУ назначаются на должность президентом России. В чем плюсы такого нововведения? Не вызовет ли оно недовольство сотрудников вуза, которые не смогут выбирать ректора?
- По тому, как проходил этот законопроект в Госдуме, можно утверждать, что недовольства это нововведение не вызвало. Коллективы обоих университетов поддержали новую систему.
Дело в том, что законопроект предполагает повышение ответственности ректоров за образовательную, научную и иную деятельность этих уникальных комплексов. А раз ответственность повышается, то необходимо поднять статус ректоров. Поэтому в законопроекте была предложена норма назначения ректоров главой государства.
- Ограничивает ли документ возраст ректоров университетов?
- В данном случае да. Правда, конкретная цифра в документе не называется. Сегодня в соответствии с законом, предельный возраст для занятия должности ректора - 65 лет, а затем этот срок может быть продлен учредителем по решению ученого совета до 70 лет. Но в данном случае речь идет не о выборном, а о назначаемом ректоре. Поэтому если назначенный ректор достигает предельного возраста, то есть 65 лет, он может назначаться президентом на эту позицию еще дважды на срок не более пяти лет каждый раз. То есть получается, до 75 лет.
- Согласно закону, МГУ и СПбГУ смогут проводить собственные вступительные экзамены. При этом абитуриенты должны будут по-прежнему предъявлять результаты ЕГЭ при поступлении в эти вузы?
Да, ЕГЭ плюс дополнительные испытания, которые вузы будут проводить по тем направлениям подготовки, которые заявят, потому что «качество» людей, поступающих в них, должно быть высоким.
Университеты также получат возможность реализовывать собственные программы подготовки специалистов. В силу того, что научно-образовательные школы МГУ и СПбГУ компетентны и традиционно сильны, у них есть возможность формировать собственные образовательные программы. И это очень важно, потому что они должны выйти на определенное качество, на определенный уровень знаний, умений и компетенций.
- По каким предметам вузы смогут проводить дополнительные вступительные испытания?
Вузовские специальности нередко не совпадают с предметами в школе. Допустим, молодой человек поступает на такое направление подготовки, как астрофизика, а такой предмет в школе не изучается. Поэтому вузы смогут проводить испытания только по школьным предметам. При этом они должны быть увязаны с теми направлениями подготовки, которые предлагает вуз. Например, если абитуриент хочет заниматься ядерной физикой, было бы неразумно предлагать ему пройти испытание по географии.
Кроме того, оба университета получат право выдавать своим выпускникам дипломы собственного образца, которые приравниваются к государственным дипломам об образовании.
- А смогут ли МГУ и СПбГУ самостоятельно присваивать ученые степени?
В перспективе, видимо, будет и это, но не сегодня. В этих вузах высока ответственность за качество подготовки специалистов, поэтому следующим этапом в этом процессе может стать выход на присвоение ученых степеней. Это логично, но это дело будущего.
- Какие перспективы открываются перед МГУ и СПбГУ? Поможет ли новый статус занять им более высокие строчки в мировых образовательных рейтингах?
- На это надеются все: такую уверенность высказывают и сами ректоры, и коллективы этих университетов. Потому что, во-первых, у вузов появляется гарантированное финансовое обеспечение в виде строчки в ведомственной структуре расходов в федеральном бюджете. Во-вторых, они получают право и возможность формировать собственные образовательные программы, отбирать для обучения в своих вузах наиболее подготовленных и способных студентов. Все это в совокупности должно привести к повышению качества обучения и, как следствие, к росту их авторитета, международного реноме и позиций в мировых рейтингах.
- Юрий Петрович, вы занимаетесь законотворческой деятельностью в Минобрнауки РФ. Какие законодательные акты министерство разрабатывает в настоящее время?
- План законопроектной деятельности составляет порядка 30 позиций. Мы вплотную приступили к разработке интегрированного правового акта по образованию, то есть нового закона «Об образовании в РФ». Мы также разрабатываем законопроект, согласно которому контрольные цифры приема могут быть распространены и на негосударственные вузы, то есть там тоже появятся бюджетные места. Мы рассматриваем его, в том числе, и как антикризисную меру. Надеемся, что до конца этого года документ будет внесен в Государственную Думу.
Кроме того, у нас в работе сейчас находится законопроект о новом порядке лицензирования и аккредитации вузов. Целый блок законов связан с научно-технической политикой. Мы рассматриваем также вопросы, связанные с защитой интересов и прав детей. На прошлой неделе был ратифицирован очень важный документ - договор между Италией и Россией о сотрудничестве в области международного усыновления. Он был подписан в ноябре прошлого года.
Источник: РИА Новости