Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: Время действовать
Опубликовано 02 ноября 2010За последние годы государство обеспечило приток значительных средств в систему профессионального образования. Финансирование основных направлений ее развития не прекращалось даже в условиях мирового экономического кризиса. Как результат - появилась принципиально новая образовательная среда, и сейчас основным вопросом становится эффективная реализация заложенного в ней потенциала. О необратимости перемен мы поговорили с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, который по традиции задает тон дискуссии о профессиональном образовании в нашем издании.
Андрей Александрович, какие наиболее значимые изменения в сфере профессионального образования произошли за последнее время?
Сегодня удалось создать сеть образовательных учреждений, реализующих инновационные программы. Это своеобразные "центры совершенства", которые призваны стать локомотивами и подтянуть за собой все российское образование, стать базой для модернизации страны.
Благодаря серьезным финансовым вливаниям государство смогло обеспечить качественный прорыв в оснащении вузов инновационной инфраструктурой, существенно сократив технологический разрыв с ведущими западными институтами. По некоторым направлениям совершен скачок сразу на 10-15 лет. Средоточием новых технологий и инноваций в сфере образования стали 29 национальных исследовательских и 7 федеральных университетов. На их площадках отработаны эффективные инструменты развития, современные проектные и организационно-финансовые механизмы.
Аналогичный подход используется в области неуниверситетского профессионального образования. Так, только в рамках нацпроекта "Образование" создано более 300 ресурсных центров подготовки квалифицированных рабочих и технических специалистов. Общие вложения со стороны федерального бюджета на эти цели составили около 9 млрд рублей при объеме софинансирования из региональных бюджетов 3,3 млрд рублей и средств работодателей - 5,5 млрд рублей. Сейчас министерство работает над запуском комплексных проектов модернизации профобразования в регионах. Надеемся, что новая федеральная целевая программа развития образования позволит нам сделать новый качественный шаг в этом направлении.
Много говорилось о необходимости создания инновационных предприятий при вузах. Разработан специальный закон. Начал ли он работать? Каковы успехи на этом направлении?
Закон, о котором вы говорите, реально заработал в конце прошлого года. Сегодня при вузах создано порядка 500 малых предприятий. Часть из них уже активно работает и производит продукцию. Процесс запущен, но некоторая доводка еще необходима.
Также в этом году правительство начало крупный проект, под который выделяется 19 млрд рублей, по развитию кооперации российских вузов и производственных предприятий. Цель - стимулировать использование производственными предприятиями потенциала российских высших учебных заведений для развития наукоемкого производства. В этом году победителями открытого конкурса стали 107 предприятий. Максимальный размер финансирования одного проекта - до 300 млн рублей на три года за счет федерального бюджета. Плюс в этот проект должны быть вложены и деньги самого предприятия, причем не менее 100% от выделенной государственной субсидии. Деньги должны быть направлены на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, организацию наукоемкого производства. При эффективной реализации выгода будет общей.
В эту же цепочку, наверное, включена и программа развития инновационной инфраструктуры в вузах?
Это самостоятельный проект, на который государство выделяет 8 млрд рублей, но цель преследуется та же - поддержка развития ведущих российских вузов, стимулирование их инновационной активности. По результатам конкурса в этом году было отобрано 56 высших учебных заведений, чьи показатели работы и будущие программы развития соответствовали преследуемым целям. Максимальная сумма, выделяемая одному вузу, -150 млн рублей на три года. В следующем году мы планируем провести еще один конкурс по поддержке программ инфраструктурного развития вузов.
С помощью заявленных программ удается существенно сблизить позиции системы образования и реального сектора экономики, причем в самых передовых областях.
А как складывается ситуация с приближением образовательных программ и компетенций выпускников к требованиям бизнеса?
Для того чтобы система образования соответствовала требованиям работодателя, эти требования должны появиться. К сожалению, сегодня при составлении экономических прогнозов практически не уделяют внимания формированию заявки на подготовку кадров. В стратегиях, которые прописаны по отдельным отраслям промышленности, этот вопрос упускается. Должны появиться профессиональные требования: что заказчик ждет от специалиста. Под них мы будем адаптировать образовательные стандарты и высшей школы, и начального и среднего профобразования. Уже есть несколько таких перечней: по атомной промышленности, авиации, информационным технологиям. В этом вопросе многое зависит от заинтересованности представителей бизнес-сообщества в сотрудничестве с системой образования. Есть примеры Новолипецкого металлургического комбината, ОАО "КАМАЗ", Транснефти, Роснефти. Эти компании прямо вовлечены в процесс подготовки рабочих кадров заведения. Немаловажна география эксперимента: учебные заведения - победители расположены на территории 34 субъектов Федерации. При этом наибольшее количество победителей по направлениям "Металлургия, машиностроение и материалообработка", "Информатика и вычислительная техника", "Экономика и управление", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника". Все это стратегически важные для России отрасли.
Сегодня модернизируемым предприятиям страны реально не хватает высококлассных специалистов, которым они готовы платить высокие зарплаты. Те, кто начал обучение по программам прикладного бакалавриата, вместе с дипломом о высшем образовании получат востребованную экономикой профессию.
Повышение качества образования невозможно без повышения качества преподавания. Разговоры о привлечении в вузы ведущих ученых идут давно, как в реальности обстоят дела?
Первый опыт был в прошлом году, когда мы предложили бывшим соотечественникам специальные гранты для работы в наших вузах. Опыт был удачным - на 100 грантов подали более 400 заявок, и в вузах появились люди с иными подходами, методиками, способные по-новому взглянуть на инновационное развитие высшей школы России.
В этом году стартовал более масштабный проект. Государственные гранты выделяются ведущим ученым, которые изъявили желание работать в отечественных вузах, при этом неважно, откуда ученый - из России или из-за рубежа. Для реализации этого проекта на три года заложено 12 млрд рублей. Подали заявки 507 ученых совместно со 179 вузами. Победителей, которые получат до 150 млн рублей на три года, отбирает авторитетный совет известных российских ученых с учетом мнения российских и иностранных экспертов. Важно, чтобы к нам приехали действительно хорошие ученые.
Судя по деньгам, заложенным на максимальный грант для одного ученого, поддержку получат не более сотни, есть конкурс более пяти человек на грант. Как удалось привлечь такое внимание?
Думаю, дело в том, что ученых, собирающихся на работу в Россию, привлекают не только деньги. Во-первых, мы предлагаем действительно комфортные условия для работы. Во-вторых, у нас сохранилась интересная научная среда. К тому же есть возможность работать с хорошими аспирантами и студентами - перспективных кадров в стране немало.
Что вы ожидаете на выходе этой программы?
Цель всей этой программы не просто выполнение в России некоего проекта, даже под руководством ученого с мировым именем. Важно, чтобы, выполняя проект, этот ученый создал в вузе эффективно работающую лабораторию мирового уровня, подготовил успешных и высококвалифицированных молодых аспирантов и постдоков, передал им часть своего опыта и оставил после завершения проекта коллектив, который мог бы столь же хорошо функционировать и развиваться, а также выдавать научные результаты мирового уровня и после отъезда ученого. И тогда это окажет самое серьезное модернизирующее влияние и на деятельность вуза, и на научную атмосферу в регионе и во всей стране.
Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ