Артемий Никитов: "Предприятия получат достойные кадры, если будут участвовать в их обучении и платить хорошую зарплату"
Опубликовано 02 ноября 2010Подготовить высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям работодателя, без участия последнего невозможно. Таково мнение директора Департамента профобразования Министерства образования и науки РФ Артемия Никитова. Кроме того, бизнес не сможет развиваться, если не будет вкладывать деньги и в последующее регулярное обучение сотрудников. Государство готово предоставить для этого всю необходимую базу.
Артемий Владимирович, начнем с главного - какие задачи решает система профессионального образования? Какова его миссия?
Основная задача профессионального образования, как следует из названия, - дать человеку профессию, обеспечить подготовку специалиста в конкретной области. В сферу профподготовки входят все уровни образования: от учреждений НПО до послевузовского образования, программ повышения квалификации, переподготовки и т. д.
В нашей стране система образования выполняет еще и социальную функцию. Она дает широкий базис знаний, который в итоге позволяет студенту сформироваться как гражданину, а если говорить в более приземленном плане, дает ему больше шансов устроиться в профессии и в жизни.
Но одна из основных претензий бизнес-сообщества как раз и заключается в том, что выпускники учебных заведений (неважно, какого уровня) у нас имеют широкий кругозор, но руками делать ничего не умеют. Они не практикоориентированы.
Это как минимум дискуссионный вопрос. Иногда еще при этом приводят в пример западные системы образования и их выпускников. Все ссылки на Запад в данном случае не очень уместны. За рубежом практически нет одинаковых систем образования, и поэтому когда о них говорят в общем, это неправильно. Кроме того, у представителей нашего бизнес-сообщества в основной массе нет опыта приема на работу иностранных специалистов низового и среднего звена. Вряд ли кто-то на деле знает, какими знаниями и умениями они в действительности обладают.
Что касается практикоориентированности и "затачивания" специалистов под требования работодателей, то без активного участия самих работодателей в данном случае, как ни крути, не обойтись. Скажем, в Советском Союзе существовала мощнейшая система связи образовательных учреждений всех уровней с предприятиями, во многом переставшая существовать после развала СССР.
Сейчас она с помощью Министерства образования и науки начала восстанавливаться. И там, где предприятия каким бы то ни было образом участвуют в образовательном процессе - привлекают квалифицированных сотрудников для преподавания, принимают студентов на практику (только не на такую, где за кофе надо сбегать, а действительно ставят на рабочий участок и тратят на них время), там, где работники предприятий участвуют в государственной аттестации молодых людей, а затем эти предприятия предлагают выпускникам интересную (подчеркиваю: интересную) работу на современном оборудовании и с нормальной зарплатой, там таких проблем нет. Проблемы с кадрами возникают в компаниях, которые не готовы участвовать в образовательных программах, работают на устаревшем оборудовании, не создают комфортные условия труда и платят сотрудникам мизерную зарплату. Естественно, туда идут те, кто больше никуда устроиться не смог.
То есть инициатива должна исходить от бизнеса?
Нет, речь об этом не идет. Это процесс обоюдный. Например, нацпроект "Образование" был инициативой со стороны государства. В рамках этого проекта поддержано большое количество инновационных программ и инновационных образовательных учреждений. Закуплено оборудование, обучили преподавателей и методистов, и сегодня именно эти учреждения имеют связки с предприятиями, а уже предприятия начинают вкладываться в развитие материально-технической базы. Происходит обоюдный процесс. Хотя он пока не завершен.
К сожалению, пока мало кто понял, что инвестиции в кадры не менее важны, чем инвестиции в оборудование. Человек, получивший профобразование любого уровня, не может оставаться высококлассным специалистом, если периодически не получает новые знания. Он деградирует, а вместе с ним деградирует и предприятие. В процессе работы даже у суперпрофессионала накапливаются ошибки. Чтобы их устранить, необходимо повышать квалификацию.
К слову западные корпорации тратят на обучение и переобучение сотрудников до 5% годовых бюджетов. У нас в стране пока эта цифра мизерная. Модель, когда человек учился один раз и на всю жизнь, устарела 30 лет назад, и модернизация экономики страны будет невозможна, если эту модель не изменить. Это прямая ответственность бизнеса.
Министерство образования и науки готово помогать бизнесу в деле переподготовки кадров?
Мы уже помогаем в самых разных формах. К примеру, на базе Национального фонда подготовки кадров сформирован интернет-ресурс, где аккумулированы лучшие программы переподготовки - от коротких (72 часа) до продолжительных (500 часов и больше). Ими может воспользоваться любое аккредитованное учебное заведение, на базе которого хотят проходить обучение сотрудники компании. Кроме того, предприятие может купить себе готовую программу переобучения либо заказать индивидуальный курс под свои конкретные нужды. Огромное количество образовательных учреждений готовы принимать участие в этой работе.
Вернемся к начальному и среднему профессиональному образованию. Есть мнение, что оно не пользуется популярностью, в то время как квалифицированных работников экономике требуется гораздо больше, чем людей с дипломами вузов. Если это действительно так, как собирается решать проблему государство?
Никаких официальных исследований насчет именно таких кадровых потребностей экономики нет. Поэтому многие цифры берутся с потолка. На основе прогнозных данных, которые существуют в министерстве, можно говорить лишь о том, что рабочие и специалисты в обозримом будущем будут нужны в соотношении примерно 50 на 50. При этом для понимания того, какие именно профессии будут востребованы и как развивать систему образования, по поручению президента РФ в данный момент разрабатываются комплексные программы развития профобразования в регионах, рассчитанные на 5-10 лет. Они должны быть увязаны с программами регионального развития, учитывать прогнозы инвестиционной активности и другие перспективные планы. Эта работа ведется с привлечением объединений работодателей и общественными организациями. В итоге мы сможем дать сигнал обществу, на каких направлениях каждый регион собирается сконцентрироваться и, соответственно, какие кадры ему будут нужны.
Но если даже окажется, что в каком- то регионе самой востребованной профессией в ближайшие пять лет будет, условно, токарь, вы уверены, что молодежь встанет в очередь, чтобы ее освоить?
Обучение в большинстве учреждений начального и среднего профессионального образования действительно не является пределом мечтаний выпускников школ и тем более их родителей. В советские годы за ПТУ закрепилась репутация "отстойников". При этом предложение в сфере высшего образования тогда было сильно ограничено (причем ограничено сознательно), поступить в институты и университеты могли немногие, соответственно, лучшие шли в вузы, а остальные - в училища. Сейчас, когда появилось огромное количество образовательных учреждений, сработала генетическая память, нереализованный спрос, и большинство родителей считают своим долгом дать детям высшее образование, неважно, какого качества. Рационального объяснения этому нет. Тем более что уже давно есть учреждения НПО-СПО, которые лучше многих вузов. Там современное оборудование, подготовленные преподаватели. И выпускники этих учреждений гораздо быстрее могут найти себе работу и получать зарплату выше, чем обладатели вузовских дипломов.
Не хватает рекламы?
И этого тоже. Очевидно, что имидж учреждений НПО-СПО и вообще рабочих и сервисных специальностей не очень хорош. Соответственно, требуются некие PR-действия, которые бы эту ситуацию изменили. К примеру, сейчас Министерство образования и науки организовало кампанию по продвижению сервисных специальностей "Требуются супергерои". Не за горами Олимпиада в Сочи, активно развивается туристическая инфраструктура, и профессионалы в области сервиса будут очень востребованы.
Но самый эффективный PR, как известно, - это мнение людей, сарафанное радио. Если компании будут платить работникам нормальную зарплату, обеспечивать достойный соцпакет, то и трудиться там будет престижно. Действующие работники сами приведут на предприятие своих друзей и знакомых. У человека должна быть понятная судьба. Если он увидит, что обучение в этом конкретном колледже даст ему возможность устроиться на хорошую работу и обеспечить себе достойное существование, он сделает правильный выбор.
Источник: официальный сайт Министерства образования и науки РФ