Шульга: преподавателей вузов надо готовить к новому стандарту
Опубликовано 11 марта 2011Одно из самых престижных и востребованных направлений в вузах – "Бизнес-информатика": в последние годы на нем наблюдается стабильно высокий конкурс. Об особенностях перехода на новый федеральный государственный стандарт (ФГОС) по данному направлению рассуждает в интервью РИА Новости декан факультета информатики и информационных технологий Саратовского государственного социально-экономического университета Татьяна Шульга.
- Татьяна Эриковна, в основе ФГОС третьего поколения – компетентностный подход. Именно с ним многие эксперты связывают сложность перехода на новый стандарт обучения. В чем трудности?
- Если в рамках действующих стандартов предусмотрен набор дисциплин, и по каждой студент получает определенные знания и умения, то новый стандарт исходит из компетенций, формирование которых может быть "рассеяно" по нескольким учебным предметам. Сложность заключена в правильной разработке учебного плана: дисциплины должны быть распределены грамотно, их последовательность должна быть такой, чтобы получаемые студентами компетенции "перетекали" одна в другую.
- Говорят еще, непросто проверить, овладел ли студент компетенциями...
- Это и в самом деле так. Оценить компетенции, определяемые как "способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности", в рамках традиционного экзамена, на мой взгляд, очень трудно. В полной мере это возможно сделать только практически.
К сожалению, на производственную практику часов отводится мало. Мы выходим из этой ситуации способом увеличения групповых практических занятий в учебных курсах – идем по пути коллективных проектов, особенно на старших курсах. Ведь знания, умения и личностные качества лучше всего можно продемонстрировать, работая в команде.
Но такой подход требует определенных усилий от преподавателей. Им проще дать индивидуальные задания и проверить их выполнение. А чтобы убедиться в наличии компетенций, надо продумать проект и следить за тем, как студенты над ним работают, как проводят его презентацию. Среди нас есть коллеги, работающие по такой схеме давно. Сейчас мы пытаемся распространить этот опыт на все дисциплины старших курсов.
- Новый стандарт предполагает изменение структуры учебного процесса. Вузы готовы к этому?
- По новому стандарту огромный объем времени отводится на самостоятельную работу, лекции должны занимать не более 40 процентов аудиторных часов. К тому же не менее 20 процентов занятий должно проводиться в интерактивных формах: электронные курсы, электронные консультации. Обычные "бумажные" контрольные работы в таких условиях - непозволительная роскошь.
- Всем ли преподавателям понятно, как работать по новому стандарту? Может быть, нужны курсы повышения квалификации?
- Преподавателям, заведующим кафедрами, безусловно, нужно объяснять, что изменится. И это "забота" вуза: у нас была создана рабочая группа, мы определили основные направления ее деятельности. Каждый преподаватель получил в руки памятку с разъяснением таких элементарных вещей, как, допустим, перевести кредиты в часы, как перестроить учебную программу.
В тех вузах, где руководство не организовало подобной работы, разумеется, у преподавателей возникает масса вопросов.
- Вузы должны перейти на новые стандарты уже со следующего учебного года. Многие жалуются на сжатые сроки…
- Время еще есть. Например, стандарт по направлению "Бизнес-информатика", разработанный консорциумом вузов во главе с НИУ ВШЭ, был утвержден в январе прошлого года, и уже весной мы стали готовиться - думали о том, какие выбрать профили. В начале этого года подготовили учебный план, и еще восемь месяцев остается для разработки образовательных программ.
Надо иметь в виду, что программы не разрабатываются "с нуля": большинство курсов мы читаем годами. Так, у нас сохранены все базовые математические курсы, мы еще раз отследили их последовательность, связь с IT-дисциплинами. А вновь вводимые чаще всего представляют собой модернизацию или углубление курсов, читаемых ранее.
- Можно ли сравнить уровень подготовки студентов, оканчивающих вузы сейчас, и тех, кому предстоит учиться по стандартам третьего поколения? Кто будет успешнее?
- Тем, кто будет учиться по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции и дает вузам гораздо больше свободы по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда.
Учиться по новому стандарту будет, несомненно, интереснее. С другой стороны, учиться будет труднее. А будут ли сильнее выпускники, с уверенностью можно будет сказать только через четыре года.
Источник: РИА Новости, Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ)