Главными специалистами в образовании стали экономисты
Опубликовано 06 декабря 2004Скоро в Госдуме пройдут парламентские слушания, посвященные новой концепции модернизации науки и образования. Очевидно, что старая не дала видимых (а главное, хороших) результатов. Что же все-таки произошло и каковы перспективы развития образования?
В прямом эфире на "Эхе Москвы" Эдуард Днепров (бывший министр образования - 1990-1992 годы) призвал к воссозданию Министерства образования и назвал "большую тройку" кандидатов на пост министра. Это ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, экс-министр Владимир Филиппов и бессменный заместитель министра в последние 12 лет Виктор Болотов.
Неожиданный разворот событий требует комментария. Устойчивая особенность инициатив Владимира Филиппова в том, что все они неизменно заканчивались полным провалом. Именно такова судьба "без вести пропавших" национальной доктрины образования, идеи 12-летки и соответствующего широкомасштабного эксперимента, ласково именуемого в фольклоре словом "ширмаш". Такова судьба "Стандартов", разработанных под руководством Днепрова - этот текст вызвал массовые протесты, а недавно Верховный суд признал нелегитимным приказ об их внедрении. Такова и судьба ЕГЭ: непродуманность его концепции, крайняя сырость экзаменационных материалов, общественные протесты вынудили министра Андрея Фурсенко отказаться от идеи внедрения в 2005 году и продлить эксперимент до 2008 года. Список можно продолжить за счет менее громких, но не более успешных новаций.
Поразительная стабильность достижений свидетельствует о наличии некоей дурной закономерности: действует система факторов, обрекающих любое начинание на очередную неудачу.
Во-первых, это фактор ложной цели. Принято считать, что после 1991 года утрачены идеология и цель. Это верно лишь отчасти. Судя по развитию событий и характеру пропаганды, скрытая, неафишируемая цель есть: в России строится общество потребления. Цель крайне сомнительна: подавляющему большинству красоты общества потребления не грозят.
Ложный выбор общей цели имеет тяжкие последствия. Девизом эпохи стал лозунг "Деньги нужно делать, господа!" Развиваются лишь немногие сферы, приносящие большие и быстрые деньги. Система образования к ним не относится. Процесс пошел: школа погрузилась в нищету. Учителя лишены возможности профессионального роста. Положение усугубляют идеи примитивизации образования. Подорваны важнейшие функции семьи и школы - главных институтов воспитания. Крайне негативно влияет на новые поколения повсеместная пропаганда "ценностей" общества потребления.
Во-вторых, действует фактор ложной стратегии. Во главу угла поставлен принцип воинствующего экономизма. Главными специалистами в образовании стали экономисты. Те самые, что сотворили экономическое "русское чудо" в 90-е годы. Результат впечатляет. Но не вдохновляет.
Национальная система образования - это крайне сложная конструкция, не описываемая чисто экономическими категориями. Следствие экономизма - катастрофическое усиление действия остаточного принципа. Государство минимизировало финансирование, одновременно отказавшись от налоговых льгот инвесторам в образование. Политика, приведшая к нищете учителя, ученого, работника культуры, - это "больше чем преступление, это ошибка".
В-третьих, следует выделить фактор ложной тактики. Министерство монополизировало все права. Чиновник от образования - это одновременно заказчик, идеолог, разработчик, исполнитель, финансист и при этом строгий контролер и оценщик своей кипучей деятельности. Дискуссии, аналитика, информация и статистика исчезли из обращения. Множество людей и идей не востребованы. Важно подчеркнуть отсутствие финансовых отчетов. Между тем подозрения об отсутствии коррупции в высоких сферах системы образования не находят ни одного серьезного подтверждения.
Поэтому критику нового министра Андрея Фурсенко, определенно признающего ошибки предшественника, следует рассматривать как очевидную попытку реванша бывших главных "реформаторов".
Смена ошибочного курса - явление несомненно позитивное. Но что дальше? Система образования живо затрагивает интересы всех и каждого. Это важная часть общей системы национальной безопасности страны. Необходимы поэтому честная оценка состояния дел, выверенная долгосрочная программа действий. Это требует серьезнейшего анализа и национальной дискуссии. Но некоторые решения можно и нужно принять сегодня.
Полные отчеты о "модернизации" должны быть опубликованы, а после обсуждения сделаны соответствующие выводы. Пора отказаться от порочной системы решений, принимаемых в тиши кабинетов неизвестными людьми. Такие решения неизбежно будут отвергнуты обществом. Пора прекратить спекуляцию на чувстве долга учителей, проявить политическую волю и принять решительные меры, выводящие систему образования из нищеты. Александр АБРАМОВ, член-корреспондент Российской академии образования
Об этом сообщает сайт Известия науки.