Поволжский Образовательный Портал

МВА сегодня - это востребованная услуга на нашем рынке

Опубликовано 06 декабря 2004

Деловые круги России хотят, чтобы у нас была не только элитная МВА, но и краткосрочные программы, отвечающие запросам экономики

Уходящий год отмечен особой активностью общественных организаций и деловых кругов в области бизнес-образования. В значительной степени это может быть связано с приходом к руководству Министерством образования и науки Андрея Фурсенко, который буквально сразу же после своего назначения призвал бизнес и общество объявить образование "зоной своих интересов". Только за последние несколько месяцев в Москве прошли два крупных бизнес-педсовета, на которых обсуждались перспективы бизнес-образования в стране. Совещания проводились с участием Минобразования РФ, руководителей бизнес-школ и деловой общественности. На современном этапе, отметили, в частности, на недавнем совещании, одним из основных условий, определяющих эффективное развитие бизнеса, является наличие квалифицированных и компетентных кадров, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять руководство бизнес-процессом. В решении этой проблемы основную роль играет бизнес-образование во всем многообразии его форм. В настоящее время в России система бизнес-образования представлена, как отметили на совещании, преимущественно отдельными образовательными учреждениями и учебными центрами, оказывающими разнообразные услуги в сфере бизнес-образования, используя при этом как заимствованные и адаптированные зарубежные программы, так и программы, разработанные отечественными авторами с учетом российской специфики. И эту систему надо менять. "Сегодня важно создать в стране отлаженную систему непрерывного бизнес-образования, которая бы охватывала все уровни, включая довузовскую подготовку, высшее образование, постдипломное образование (МВА, аспирантура, докторантура), различные виды дополнительного образования (курсы, тренинги, семинары и пр.)", - прокомментировал ситуацию с бизнес-школами (то, как видят ее деловые круги России) для "НГ" Николай Брусникин, гендиректор НП "Проектный центр", председатель Совета по профессиональному и бизнес-образованию "Деловой России". Ключевым вопросом в развитии системы непрерывного бизнес-образования должно стать сочетание двух аспектов. С одной стороны, повышение роли отечественной составляющей в учебных программах учреждений бизнес-образования, то есть важным является внедрение российских разработок и адаптированных версий западных методик, учитывающих отечественную специфику. С другой стороны, важно, чтобы российское бизнес-образование соответствовало международным стандартам и признавалось в развитых странах. Деловые круги впрямую заинтересованы в создании в России элитной бизнес-школы (МВА), которая бы имела мировое признание. Кроме этого Минобразования и науки РФ вкупе с заинтересованными организациями и бизнес-ассоциациями намерено впредь проводить больше конференций, симпозиумов, семинаров, презентаций, творческих мастерских, круглых столов, мастер-классов, учебно-тренинговых программ по самым актуальным проблемам бизнес-образования... Похоже, бизнес-образованию сегодня дан "зеленый свет". Такая активность деловых кругов и внимание Министерства образования и науки РФ не могли не порадовать руководителей московских бизнес-школ. "Мы представляем собой профессиональное сообщество, - говорят в Российской ассоциации бизнес-образования, - но если еще и деловое сообщество будет влиять на политику образования, мы это только приветствуем. Если бизнесмены, руководители по персоналу крупных корпораций будут каким-то образом формулировать требования к бизнес-образованию, это как раз то, чего нам действительно не хватает. Если деловое сообщество будет представлять интересы бизнес-практики по отношению к бизнес-образованию, мы будем такой подход только приветствовать и в этом с ними сотрудничать... Такое сотворчество послужит на пользу, ведь не надо забывать, что самому бизнес-образованию России только 15 лет". Параллельно с развитием элитной МВА-подготовки, министерство не менее заинтересовано и в развитии краткосрочных программ, которые были бы направлены на развитие каких-то конкретных навыков. Какие краткосрочные программы сегодня востребованы нашей экономикой, нам рассказывают наши эксперты.  

Ольга Андреева, декан факультета переподготовки и повышения квалификации, директор программы МВА Всероссийской академии внешней торговли   "Наряду с программами МВА на факультете переподготовки ВАВТ осуществляются две краткосрочные программы по повышению квалификации. Одна из них - "Организация и техника бизнеса во внешнеэкономической деятельности", другая - "Маркетинг". В рамках первой программы рассматриваются такие вопросы, как методы международной торговли, составление международного контракта купли-продажи, реализация внешнеторговой сделки, а также проблемы транспортного обеспечения ВЭД, правового регулирования и т.д. Программа рассчитана на 3,5 месяца, занятия проводятся в вечерние часы. Такие программы привлекательны для специалистов по внешней торговле крупных предприятий. Так, в одну из последних групп на обучение пришли представители ОАО "Компания "Сухой", компании "Ксерокс", ОАО "Техснабэкспорт" и другие. В рамках второй краткосрочной программы "Маркетинг" подробно рассматриваются методики, связанные с исследованием рынка, анализом ситуации внутри компании. Достаточно много времени в процессе обучения уделяется товарной политике компании, то есть тому, каким образом можно сформировать конкурентоспособный товарный ассортимент и в условиях жесткой конкуренции остаться прибыльной структурой. Важной частью программы являются такие темы, как организация сбыта и продажи, а также система маркетинговых коммуникаций, планирование и аудит маркетинга. Как правило, на эту программу приходят в основном те, кто работает непосредственно с клиентами или занимается аналитической работой. Следует отметить, что все-таки сегодня мы наблюдаем преимущественный интерес к долгосрочным программам, например к программам МВА. В академии обычной практикой является переход слушателей на программу МВА после окончания краткосрочного курса повышения квалификации. Однако все чаще мы выполняем заказы предприятий по осуществлению корпоративных краткосрочных (3-4 недели) программ повышения квалификации. Такого рода обучение имеет большое будущее, так как слушатели осваивают не универсальные методики, а конкретные приемы их использования на своем предприятии.

В некоторых бизнес-школах в последнее время распространена практика мини-МВА. Надо отметить, что зачастую такие программы подвергают критике. Справедливо ли это и на кого ориентирована такая программа, нам отвечает наш эксперт.

  Вячеслав Кондрахин, исполнительный директор "Русской школы маркетинга"   Утверждение, что мини-МВА не вписывается в формат МВА, не совсем верно. Это в принципе другой формат. Более компактный, более динамичный и, конечно же, более удобный. Программа мини-MBA решает задачи программы MBA. Просто "мини" относится к продолжительности программы. Это плотные ежедневные занятия в течение полугода (вместо двух лет программы MBA). Сильной стороной этой программы является глубокое погружение в программу, интенсивное обучение, тренинговые методики, которые позволяют отработать необходимые навыки. Естественно, у мини-MBA меньшая статусность, чем у настоящей MBA. Это связано с тем, что у нее другие цели: в очень сжатые сроки дать максимальные знания, комплексные и структурированные. Девиз нашего мини-MBA - "только самое ценное". У нас нет общих предметов - только ключевые, кроме того, меньшая стоимость с возможностью рассрочки платежей. Это профанация? "Да!" - скажут те, кто проводит MBA и видит в этом продукте себе конкурента. "Нет!" - скажут те, кто понимает, что это разные сегменты клиентуры. "Класс!" - скажут те, кто давно хотел получить комплексное образование, но не имел на это времени. "Мактуб!" - скажет аналитик: раз рынок требует, значит, продукт появляется. "Пусть выбирает клиент", - скажем мы. А то, что его горячо обсуждают, так это совершенно нормально. Любой новый продукт на уже устоявшемся рынке всегда является предметом для обсуждения. Можно ли научить инструментам бизнеса за короткий срок? Прежде всего на этот вопрос должен ответить себе тот, кто идет учиться. Все зависит от "зрелости" учащегося, его готовности "впитать и осознать", от его уже существующего практического и учебного опыта.

Главной задачей программа мини-MBA является привлечение людей, имеющих высшее образование и практический опыт работы для того, чтобы в минимальные сроки дать комплексные знания в области маркетинга, менеджмента и финансов. Кому программа предназначена? Конечно же, она ориентирована на менеджеров высшего и среднего уровней, работающих в организациях различных форм собственности и желающих научиться управлять бизнесом более эффективно; на предпринимателей, которые уже создали собственное дело и нуждаются в углублении своих знаний. А самое главное - программа создана для людей, которые не могут и не хотят оставлять даже на время свои дела. Согласитесь, редко кто сможет спокойно отодвинуть на время свой бизнес, отложить карьерный рост, текущие дела, расстаться с семьей, детьми и на два года уехать учиться за границу. Представьте - я бизнесмен или менеджер или руководитель компании, направления, отдела или проекта. Естественно, что я предпочту интенсивно обучаться в течение полугода здесь, где мне создадут все условия для всестороннего развития и дадут возможность не забрасывать бизнес, друзей и семью. По международным оценкам, скорость развития бизнеса в России в два-три раза больше, чем на Западе. И оставив свое дело сейчас, считайте, что вы на время ушли с рынка, вы уже не на первой "линии фронта". А выпав из бизнес-процесса на три года, спустя время, вы можете стать уже не конкурентоспособным.

Наталья Савицкая

По материаллам сайта Независимая газета.

 

Другие матералы рубрики: