И.И. Калина:Приоритетные направления развития системы образования РФ
Опубликовано 06 декабря 2004Свой доклад И.И. Калина, директор департамента государственной образовательной политики Министерства образования и науки РФ начал с того, что в данном сообществе, представляя предложения по модернизации общего образования нет смысла вскрывать и доказывать то, что сегодняшние потребности государства, общества, граждан, экономики, стали значительно различаться с теми результатами, которые предоставляет сегодня традиционная система образования.
Для докладчика очень важным является внешний взгляд экспертов, но таких, которые понимают ситуацию изнутри, важно отношение «умного сообщества», а не сообщества профессионального.
Были предложены следующие дополнительные механизмы реализации тех целей, которые время ставит перед системой образования.
Дошкольное образование.
В настоящее время всего 55 % детей посещают детские сады и это вина дошкольного образования, т.к. раньше считали, что независимо от времени, родители будут вынуждены водить детей в детский сад. В один из исторических моментов, возникли объединения школа-детский сад, что привело к тому, что школа несколько смягчила работу с детьми начальных классов, с другой стороны, в детских садах появилось больше «взрослости» в отношениях к ребятишкам.
Сегодня сложилась ситуация, когда 45 % детей в возрасте от 5 летвообще непосещаютдетский сад. С одной стороны, есть много семей с очень высоким культурным уровнем, дети которых приходят в школу очень подготовленными, с другой стороны, появляются дети, которые вообще не подготовлены. Когда эти дети попадают в один класс, то создается тяжелая ситуация для всех детей.
Нельзя говорить об обязательном дошкольном образовании, но возможно создание классов раннего развития, в который ребенок мог бы поступить в возрасте 6 лет, что бы разрыв между детьми мог бы хоть как-то преодолеваться. Опыт нулевых классов,уже был в России, но он был дискредитирован теми, кто хотел просто отрапортоваться.
Следующий момент, когда в селе осталась только начальная школа, и надо было возить детей в отдаленные районы. Появились школы, в которых оставляли пятые классы при начальной школе. Этот эксперимент показал, что дети лучше адаптируются к дальнейшему обучению.
Необходимо проанализировать существующие разработки для того, что бы предложить дополнительную модель начальной школы.
Основная школа.
Многие проблемы этой ступени существуют в связи со спецификой возраста. Учиться для родителей ребенок уже перестал, а зачем это лично ему, он еще не знает.
Проблема среднего звена, очень актуальна особенно для малокомплектных школ, это связано еще и с отсутствием профессионалов. Прогресс идет не зависимо от нас, и гораздо быстрее, чем мы можем предположить. Для того, что бы попробовать решить проблему отсутствия кадров в сельской школе, возможен вариант апробациив педвузе подготовку интегрированного специалиста, который мог бы вести, например, сразу все предметы естественно-научного цикла.
Проблема государственной аттестации в 9 классе.
Задача основной школы - обеспечить выпускника, способностью нормально функционировать в обществе. Практически ни где нет, по настоящему качественной аттестации в 9 классе.
Старшая школа.
Профильность старшей школы, но это не разведение детей по предметам, не ранняя профессионализация. Ее миссия – предоставление старшекласснику возможности попробовать себя в тех областях, тех предметах, которые он выбрал. Но без реструктуризации старшей школу невозможно построение профильности в таком понимании.
Переход к профильной школе вступает в противоречие с обязательным ЕГЭ. Сдавать ЕГЭ по тем предметам, которые он не выбирал как минимум странно. Один из вариантов -ЕГЭ по выбору, а кроме того они делаются такими, что ВУЗы начинают доверять этим сертификатам.
О новых технологиях.
Проблема отсутствия межпредметных связей. Учитель не соотносит свой предметный материал, с тем, что ребенок проходит по другим предметам. И даже учебники по предметам строятся независимо, без учета содержания смежных предметов.Такой подход не экономит времени ученика, а наоборот часто темы дублируют друг друга, а иногда и противоречат.
Необходимостьиспользования в школах информационных технологий, обуславливается не столько тем, что они более эффективны, сколько тем, что они более привычны современному ученику. В настоящее время, ребенок с рождения живет в информационном пространстве, а когда он приходит в школу, то ему предлагается другие способы восприятия мира, зачастую менее эффективные.
Пятидневная учебная неделя.
Нахождение детей в школе в выходной день, отнимает у них возможность пообщаться со своими родителями. В субботу возможно построение специальной работы с теми детьми, родители которых не могут проводить с ними время.
Дополнительное образование.
Необходимо понять как возможно уменьшение урочной нагрузки, как возможно в основной школе, учитывать достижения детей в дополнительном образовании.
Нормативное финансирование.
В старых схемах финансирования, уменьшение часовой нагрузки ученика, приводит к потери фонда заработной платы, чего нет при нормативном финансировании, когда деньги поступают на ученика. ФОТ зависит только от количества учащихся в школе.
Общество должно иметь право влиять на образовательное учреждение.
Управление школой приватизировано директорами. Назначение директора никак и не с кем не обсуждается. Необходима, разработка моделей прозрачного управления школой.
Стандарт
Стандарт – основа для организации работы, и тех услуг, которые образовательное учреждение предоставляет семье. Но попытка стандартизировать и содержание, и требование к выпускнику это практически не возможно. Достаточно прописать требования к выпускнику на разных этапах, требования к образовательным программам, и условиям их реализации, а внутри них оставить свободу разработчикам. Это позволит выходить на учебно-методические комплекты,системные, не разрывные межклассно и межпредметно.
А.И. Адамский, в своем отношении к докладу сказал, что Эврика давно выступает за такое отношение к стандартам, и что будет поддерживать такое предложениеМинистерства. Спорным является момент относительно к требованиям к выпускнику.
Важные для «Эврики» моменты.
Сеть как образовательная организация.
Вопрос перехода учреждения в организацию. Создание инновационных моделей перехода образовательного учреждения в организацию.
Создание модели начального профессионального образования как бизнес проектов. Построения инновационных проектов.
Отработка модели внешнего попечительского совета, который может влиять на снятие или назначение директора. Общественное управление в виде советов и союзов.
Важным является финансово-хозяйственная деятельность школы. Механизм защиты директора. Нормативно-правовой разрыв поставил директора в позицию нарушителя.
Данный доклад очень взволновал экспертное сообщество, это можно было фиксировать и по количеству заданных вопросов, и по самим вопросам. Проявилось недоверие к намерениям Министерства образования, черезвопросы по типу: а хватит ли у Министерства воли на реализацию задуманного. Так же можно зафиксировать тот момент, что проектное сообщество не хочет оставаться в стороне от реформ, хочет быть их разработчиком, что проявилось в вопросе о том, намерено ли Министерство учитывать наработки сети.
В конце встречи А.Г. Свинаренко заверил Эвриканское сообщество в готовности Министерства к сотрудничеству, но для этого необходимо определиться с тем, чего хочет данное сообщество и за разработку чего готово взяться.
А.И. Адамский поставил задачи на работу в группах: проявить себя как экспертное сообщество, отнестись к предложениям, предъявленным в докладе. Сформулировать общие задачи не с позиции ниже стоящего, а на уровне партнера Министерства образования.
Марина Философ