Институциализция инновационной деятельности как условие модернизации образования
Опубликовано 06 декабря 20044 декабря 2004 г. В рамках 19-го Международного фестиваля-конференции «Эврика-2004» состоялась лекция А.И. Адамского, ректора института образовательной политики «Эврика» на тему: «Проблематика развития образования и становление сети «Эврика», а так же проблемная дискуссия «Приоритетные направления развития системы образования РФ».
А.И. Адамский в своем выступлении в качестве одной из главных задач настоящего момента отметил необходимость институциализации инновационной образовательной деятельности, а также укрепление существующих институтов, поддерживающих инновации в образовании. Сегодня все основные средства государственной поддержки направлены на традиционное образование, отсюда иразрыв между инновационной деятельностью и системным ресурсом. Здесь не ставится задача изменить традиционную школу, скорее речь идет о создании возможности параллельного, взаимодополняющего существования традиционной и инновационных моделей. Это невозможно в рамках старых институтов, принимающих новую проблематику, только проектирование новых образовательных институтов создает возможность для модернизации образования.Было так же отмечено, что особенность сетевой модели заключается в отчетности по результатам деятельности, фиксации результативности инноваций. При этом важно укреплять модель автономной организации деятельности. Для обеспечения инновационной деятельности необходимо создать соответствующий контекст, систему условий, а затем перевести их в ресурсы.Институт – это и есть система нормативных средств и связей, которые позволяют состояться инновациям в образовательном пространстве.
И.И. Калина директор департамента государственной образовательной политики Министерства образования и науки РФ, начал свое выступление с идеи о необходимости интеграции дошкольного и начального школьного образования, что особенно актуально для села. По мнению Калина это позволит решить целый ряд социальных и психолого-педагогических проблем. Но для решения поставленной задачи необходим тщательный анализ зарубежного и отечественного опыта подобной интеграции, а так же изменения в системе подготовки педагогических кадров. Не менее важным представляется и информационная интеграция образовательного пространства с обеспечением доступа сельских школ к ресурсным центрам образования. Отдельно выделена проблема итоговой экзаменационной проверки знаний учащихся по окончании общего образования (9 класс). Здесь возможно решение по аналогии с ЕГЭ на уровне некоторого обязательного минимума. В отношении старшей школы очень поддерживается идея профильной школы, но это невозможно без реорганизации старшей школы в целом. Старшие школы должны быть многопрофильными и ресурсными, при этом некоторые из существующих должны утратить статус средней. Проблемой современного образования является так же межпредметная разорванность обучения в старших классах, причем как на уровне преподавания, так и на уровне подготовки учебников. Это обусловило необходимость тщательной экспертизы учебной литературы для школ. Среди других «болезней» образования выделены низкий уровень нормативного финансирования, низкая эффективность системы управления, проблема стандарта как системы требований к выпускнику и средств контроля.