Профобразование опять перестраивают
Опубликовано 14 декабря 2004И этот процесс напрямую коснется интересов немалой части населения России
С января 2005 года в системе начального и среднего профобразования пройдет переподчинение большинства учебных заведений субъектам РФ и муниципалитетам. В самое ближайшее время на уровень регионов передадут примерно 50% ПТУ. Цели перевода обозначены: учебный процесс в техникумах и ПТУ хотят приблизить к потребностям экономики, восстановить связи с предприятиями-заказчиками, обновить парк оборудования, заполнить вакансии мастеров производственного обучения. То, что задумали осуществить власти, по своей сути меняет не только отчетную картинку для местных начальников от профобразования, это кардинально меняет жизнь по крайней мере 15-20% городских семей и чуть ли не 78% сельских семей. Именно столько детей в среднем по России выбирают после школы среднее и начальное профобразование. Даже на совещании с руководителями региональных органов управления образованием по вопросу передачи профтехучилищ, техникумов и колледжей с федерального уровня на региональный, когда был обнародован план развития системы ПТУ и задали вопрос, как это можно осуществить в дотационных районах, в зале на время повисла тишина... Впрочем, Анатолий Елистратов, начальник отдела учреждений начального профобразования Федерального агентства по образованию, и не скрывает того, что осуществить реорганизацию ПТУ в дотационных районах будет достаточно сложно. Проблемы, связанные с дальнейшим развитием профобразования, обсуждали буквально на днях на круглом столе, который проходил в Московском колледже предпринимательства и социально-трудового проектирования с участием представителей Министерства образования и науки РФ и Московского департамента образования. Как опять же открыто заметил на мероприятии Анатолий Елистратов, сегодня 63% материально-технической базы ПТУ и техникумов морально устарело, ситуация с преподавательскими кадрами катастрофическая (лучшие мастера ушли и уходят в фирмы) а ситуация с теми, кто будет давать работу выпускникам профтехобразования, пока складывается по-разному. По словам Елистратова, работодатели делают заказ на высококвалифицированных специалистов, но выпускники профтехучилищ этим условиям, естественно, не могут соответствовать, нет опыта. От производства власти как раз и ждут конкретной помощи в подготовке таких специалистов. Но не все формы и компании идут на такое сотрудничество. Анатолий Елистратов привел пример, что в Ленинградской области одна из крупнейших в мире компаний по производству прохладительных напитков строит завод, но обучать для работы на своем предприятии местных молодых жителей не хочет. Компания собирается ввозить в Россию своих профи. В то же время абсолютно другая ситуация в Комсомольске-на-Амуре, там судостроительный завод получает крупный заказ на подводные лодки, и мэр города знает поименно всех выпускников 9-х классов, способных и работящих, которых уже сегодня можно начать готовить для воплощения в будущем этого заказа. Вот такая разная ситуация... Если реорганизацией ПТУ не заняться сегодня, дальше ситуация будет только усугубляться. По мнению участников круглого стола, уже тот факт, что сегодня Москва дает только 730 тысяч выпускников (это примерно 21%), которые выбирают профессиональную деятельность сразу после школы, а не вуз, то это свидетельство того, что задачу надо решать очень быстро. Если такая ситуация сохранится и впредь, то с учетом демографического спада к 2008 году в Москве будет в два раза меньше рабочих рук, чем сегодня. В каком направлении будут практически проводить реорганизацию ПТУ? Как мы уже писали ранее, место существующих училищ должны занять другие структуры. Какие? Судя по всему, в регионах пойдут по пути укрупнения средних и начальных профессиональных учреждений и других организаций. Они будут объединяться в некие образовательные центры. Как, допустим, колледж, на базе которого проходил круглый стол. Это учебное заведение организовали несколько лет назад на базе Центра профобразования и маркетинга молодежного рынка труда, а учредителями стали Московский комитет образования и комитет труда и занятости Москвы. Здесь дают и общие знания и сразу же приучают к производству. Бесплатное обслуживание клиентов (ветеранов округа и семей с низкими доходами) сочетается с трудоустройством подростков. В процессе обучения на профотделении учащиеся выполняют практические разработки (проекты) для разных компаний и организаций - занимаются маркетинговыми исследованиями. Еще один важный вопрос, который подняли на круглом столе, нужно ли, чтобы бизнес вообще ставил задачи исполнительной власти. Предприниматель не может видеть рынок в перспективе, не видит тенденций, не видит картины в целом. Ставить задачи все-таки должно Министерство образования и науки РФ. Тем более что под его "крыло" сегодня перебираются техникумы и вузы из других ведомств. Обсуждали и вопрос о судьбе тех, на ком скажутся последствия реорганизации. "Хотя происходит принципиально новое распределение организаций образования по зонам ответственности, - привели на круглом столе слова министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, - я как министр не снимаю с себя ответственности за всех учителей, преподавателей ПТУ и техникумов. То, что мы с вами делаем, - это всерьез и надолго. По крайней мере до 2008 года мы должны сделать существенный шаг в продвижении нашей системы образования". На мероприятии приводились и данные из тех регионов, в ведение которых уже перешли учреждения начального и среднего профобразования. В частности, приводили пример Нижегородской области. Там, по словам министра образования области Сергея Маслова, сеть ПТУ сохранена. Часть училищ интегрировали в учреждения среднего образования и вузы, часть взяли под свою опеку предприятия области. Теперь предприятия сами диктуют, какие им специалисты нужны, и сами обеспечивают производственную базу, сами доплачивают учащимся зарплату. Еще об одном примере из Ярославской области оповестили коллег чиновники Минобразнауки РФ. В Ярославле руководство города и области провели анализ потребностей региона в рабочих кадрах и выяснили, что сеть ПТУ нужно не сокращать, а даже, наоборот, увеличивать. Теперь руководители образования там озадачены вопросом, как и где эти кадры готовить... Полностью картина с ПТУ станет ясной лишь после того, когда модель будет опробована на районах, живущих на дотации государства.
Юлия Савицкая