Российское правительство дало старт новой программе по модернизации образования
Опубликовано 14 декабря 2004Глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко объяснил вчера коллегам, что реализовать реформу, начатую его предшественниками, без ее серьезной корректировки ему в полной мере не удастся. И смог получить одобрение кабинета министров на проведение глобальных перемен в подведомственной ему отрасли. А заодно и добился отсрочки оглашения результатов - если реформаторы из окружения предыдущего министра Владимира Филиппова называли переломным 2005 год, то г-н Фурсенко планирует завершить переход к новой модели образования в 2008-м.
Один из основных блоков представленной правительству новой программы реформ касается школы. Уже в третий раз за последние десять лет министерство предложило пересмотреть стандарты и учебные планы. С той только разницей, что ранее реформаторы горячо дебатировали о том, может ли выпускник современной школы обойтись без знания об особенностях организма ланцетника, а команда Андрея Фурсенко решила поступить радикально: сначала сократить количество учебных часов для детей, а потом уже придумывать, чему они смогут за отпущенное время научиться. Лимит был определен для средней и старшей школы в 4-5 уроков в день при пятидневной рабочей неделе. И теперь огромной армии методистов из профильных НИИ и Российской академии образования предстоит разработать к 2008 году принципиально новые мотивированные и интенсивные методики обучения, которые дадут возможность за 45 минут вложить в головы детям больше, чем прежде. Иллюзий, что даже самая продвинутая методика заставит детей переварить весь объем знаний, который по сегодняшним стандартам обязана давать школа, у г-на Фурсенко нет. И поэтому министерство решилось урезать базисный учебный план, определяющий обязательный минимум знаний выпускника, на 25-30%. Для желающих выучить все такая возможность сохранится. Но уже в рамках дополнительного образования: на бесплатных или коммерческих факультативах.
Учиться будущим школьникам придется, как и обещал когда-то экс-министр образования Владимир Филиппов, 12 лет. Правда, лишний год появится не в структуре средней школы, как предполагали ранее, а благодаря обязательному подготовительному классу для малышей. С 2008 года возрастной порог приема в школу снизят до пяти лет.
В планах по реформированию высшего образования Андрей Фурсенко настаивает на двухступенчатой модели бакалавриат-магистратура. Причем если раннее в российских вузах разделение по двум ступеням было исключительно символическим - по окончании третьего или четвертого курса просто выдавался промежуточный диплом, то теперь фактически предлагается сделать верхнюю степень элитной и устраивать отбор перед обучением в магистратуре. Как пояснил вчера Андрей Фурсенко, бакалавриат будет отвечать за массовое обучение по различным направлениям, магистры же будут получать образование, предназначенное для решения наиболее сложных задач. В частности, речь идет об исследователях и менеджерах высокого уровня. При этом у бакалавра сохранится возможность поступить в магистратуру в других вузах, если он не пройдет по конкурсу в своем.
Кстати, у двухуровневого проекта сразу появился горячий противник. Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий уже заявил, что это новшество обернется "трагедией для российской образовательной системы". По его словам, сейчас выпускник российского вуза является научным специалистом, а бакалавр - это лишь лаборант. Кроме того, жесткая двухуровневая система вообще не предполагает степени доктора наук. Тем не менее министр образования и науки пропустил это заявление мимо ушей и сообщил, что уже в ходе весенней сессии Госдумы возможно принятие закона о двухуровневом высшем образовании. Ожидается, что в первое время в ряде специальностей старая система будет пока сохраняться, а новая, двухуровневая будет вводиться там, где этого требует экономика. "К 2008 году эта система будет полностью сформирована", - пообещал г-н Фурсенко.
Принципиально важным, по словам г-на Фурсенко, является и изменение экономики образования. Министр предложил создать условия для привлечения инвестиций как в школу, так и в профессиональное и высшее образование, наладить связи вузов и сузов с коммерческими, производственными и научными организациями. Что же касается бюджетных денег, то глава Минобрнауки пообещал, что финансирование будет напрямую зависеть от количества учащихся. Деньги в образовательное учреждение будут выделяться согласно государственному именному финансовому обязательству (ГИФО) за каждого ученика или студента. В 2005/06 году пройдет расширенный эксперимент по введению в экономику образования ГИФО, а к 2008 году, вероятно, уже состоится окончательный переход на новую схему финансирования.
Министр оговорился, правда, что, может быть, в будущем выпускников вузов заставят либо отрабатывать по специальности, либо возвращать деньги, потраченные государством на образование, в бюджет. Но пояснил, что окончательно это решение еще не принято. В утешение студентам Андрей Фурсенко пообещал, что "исключительно платного высшего образования в обозримом будущем в России не планируется". И в качестве доказательства своих слов привел современную статистику: "По нормам доля бесплатных мест должна составлять 175 на 10 тысяч человек населения, реально же их число составляет 204". А ожидаемый к 2010 году демографический спад, по словам г-на Фурсенко, тем более позволит сохранить традиции бесплатного образования.
Премьер-министр Михаил Фрадков принял за основу радикальную программу Минобрнауки. Однако попросил Андрея Фурсенко все же не забывать и об идеалах, заложенных в одобренной Госсоветом и правительством три года назад Концепции модернизации отечественного образования. Он напомнил, что главным все-таки является сохранение конкурентных преимуществ, имеющихся сегодня у российского образования. "Их нужно не растерять, осторожно экспериментировать", - посоветовал премьер.
Об этом сообщает сайт Rambler mass media