Поволжский Образовательный Портал

C 2020 года увеличивается количество бюджетных мест на медицинские и педагогические направления

Опубликовано 05 марта 2025

В государственной думе прошёл «правительственный» час, посвященный кадровому обеспечению медицинских и образовательных организаций. О подходах к преобразованию педагогического образования рассказал глава Минобрнауки Валерий Фальков.

«Подготовка квалифицированных кадров для здравоохранения и образования является одним из приоритетов нашей работы. Начиная с 2020 года мы последовательно наращиваем объем контрольных цифр приема на данные направления. За последние 5 лет на 23 процента выросло количество бюджетных мест по медицинским специальностям и почти на 14 процентов – по педагогическим. Большая часть мест приема направляется в региональные университеты», – подчеркнул Валерий Фальков.

Важно, чтобы как можно больше выпускников пришли в сферы образования и здравоохранения, закрепились в них. В этой связи еще в 2022 году Минобрнауки отдельным приказом установило ответственность каждого ректора подведомственного университета за трудоустройство выпускников.

Подготовка медицинских и педагогических кадров ведется и в отраслевых, и в классических многопрофильных университетах. При этом именно Минздрав и Минпросвещения являются центрами ответственности за планирование объема и структуры бюджетных мест на медицинских и педагогических специальностях. Министр отметил важность тесного взаимодействия вузов с профильными министерствами.

Один из ключевых принципов в решении задачи кадрового обеспечения медицинских и образовательных организаций – открытость программ развития Минобрнауки для всех вузов, независимо от их ведомственной принадлежности. Сейчас ряд университетов, подведомственных Минздраву и Минпросвещения, участвуют во флагманских проектах Минобрнауки. Речь о программе «Приоритет-2030», с которой работают 16 медицинских и 5 педагогических университетов, и о проекте по созданию передовых инженерных школ – с ним работает 3 медицинских вуза. За период участия в этих программах университеты получили порядка 20 млрд рублей государственного финансирования – это дополнительные ресурсы для доработки образовательных программ, повышения оплаты труда преподавателей, совершенствования учебно-лабораторной базы.

Валерий Фальков подчеркнул отдельно, что весомый вклад в подготовку кадров, развитие научной основы здравоохранения, в разработку передовых медицинских технологий вносят медицинские факультеты классических вузов (МГУ имени М.В. Ломоносова, КФУ, РУДН, Санкт-Петербургского университета, многих других вузов). На их базе открываются программы по медицинской кибернетике, медицинской биофизике, медицинской биохимии, фармации.

Работа над совершенствованием подготовки кадров для системы здравоохранения ведется вместе с Минздравом, опираясь на профессиональное сообщество.

«Совместно с Минздравом сформировали единую Ассоциацию "Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов". На совещании детально обсудили общие задачи, проблемы, выработали ряд конкретных мер», – подчеркнул Министр.

Среди таких мер:

  • Установление единых требований к учебно-материальной базе, кадровому обеспечению, наличию баз практик. Все это будет закреплено в федеральных стандартах.
  • Также предусмотрено развитие сетевых программ между классическими и отраслевыми вузами. Такую сетевую программу, например, реализует Мурманский арктический университет вместе с Северным государственным медицинским университетом.

Другие матералы рубрики: