Российского союза ректоров специально собрался, чтобы обсудить состояние и перспективы математического образования
Опубликовано 01 октября 2008В первые дни нового учебного года совет Российского союза ректоров специально собрался, чтобы обсудить состояние и перспективы математического образования в средней и высшей школе. Судя по тому, с какой остротой проходило это обсуждение, тема встречи назрела давно, а поводом к ней послужили итоги единого государственного экзамена по математике. Они и в самом деле шокирующие: в этом году ЕГЭ по математике сдавали в 77 регионах страны, и почти четвертая часть выпускников получила за свою работу "неуд". Если более точно, цифры таковы: в целом по России двоек по математике 23,5%, по Москве чуть меньше - 21,1%. Что это, страна, всегда считавшаяся едва ли не самой верной подданной "царицы наук", потеряла интерес к математике? Знания наших школьников и в самом деле столь плачевны или ЕГЭ просто не в состоянии оценить их по достоинству? Но каков бы ни был ответ на этот вопрос, ситуация во всех случаях требует экстренного вмешательства. Тем более что со стороны ряда чиновников от образования уже последовало предложение: сохранить обязательный экзамен по математике только после 9-го класса, а в дальнейшем преподавать математику лишь по выбору школьника: соответственно и экзамен проводить исключительно на добровольной основе.
Предложение, кстати, звучит не впервые. И, увы, вряд ли его можно назвать таким уж революционным. Хотя бы потому, что время на изучение математики в школе давно и последовательно урезается. Если сравнить ситуацию за последние полвека, например, окажется, что за период с 1952 по 2008 год преподавание математики в начальной школе сократилось с 7 до 4 часов в неделю, а в средней школе - с 6 до 5 часов. Учебники по математике стали "ужимать", и явно в опале оказались целые ее разделы, в частности геометрия. Положение стало еще более острым с введением ЕГЭ. Система проверки знаний, подразумеваемая единым экзаменом, приучает школьников к зазубриванию готовых ответов, фактически освобождая их от регулярной "зарядки для мозгов", к которой приучает математика. Школьники стали явно хуже считать, примерно десятая часть подростков практически не знает таблицы умножения. А еще - остро ощущается нехватка учителей, ведь нелегкий труд преподавателей математики не стимулируется: Положение таково, говорилось на совещании, что не позволяет стране рассчитывать на подрастающее поколение, способное добиваться серьезных успехов в математике. Это тем более грустно, если вспомнить, что многие блестящие математики-теоретики, внесшие немалый вклад в развитие науки, - сегодня уже в основном люди преклонного возраста. В то же время немало талантливой молодежи уехало из страны, не видя стимулов для своего научного роста: труды математиков у нас, к сожалению, нередко оказываются невостребованными. Такая ситуация не может не сказаться на преподавании математики в высшей школе, в вузах заметно падает интерес к математическим дисциплинам.
Что делать? Участники обсуждения высказались в пользу комплекса мер, способных повлиять на существующую ситуацию. Академик Виктор Садовничий напомнил, что с подобными же проблемами сталкиваются и в других странах, в частности, и в США, где принимают специальные программы по развитию математического образования. В федеральной целевой программе развития математики и математического образования нуждается и Россия. С таким предложением решено обратиться в Совет при президенте РФ по науке, технологиям и образованию. Предлагается также объявить 2010 год Годом математики, это будет способствовать, считают ученые, пропаганде математических знаний, ведь без "царицы наук" решить поставленные перед страной задачи невозможно. Речь шла также об участии ученых в разработке современных аттестационных материалов, учебников, школьных и вузовских программ по математике. Эта встреча, подытожил обсуждение министр образования и науки Андрей Фурсенко, дала хорошую основу для продолжения разговора. Точку в нем ставить рано.
По материалам издания Московская правда.