В ГУ-ВШЭ прошел семинар "О комплексном совершенствовании образовательного законодательства".
Опубликовано 13 сентября 20049 сентября 2004 г. в ГУ-ВШЭ прошел второй семинар О комплексном совершенствовании образовательного законодательства.
Участие в нем принимали представители аппарата Правительства РФ, Администрации президента РФ, Министерства образования и науки РФ, ведущих вузов России.
Как заявил, открывая семинар, проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник, необходимо комплексное обновление образовательного законодательства. В настоящее время законодательная база в этой сфере характеризуется наличием множества противоречий положениям других федеральных законов, прежде всего Гражданского, Бюджетного, Налогового и Трудового кодексов РФ. В самом законодательстве существует ряд внутренних противоречий и пробелов. Помимо этого некоторые положения не соответствуют реалиям сегодняшнего дня и сдерживают развитие сферы образования, повышение ее эффективности.
Борис Львович подчеркнул, что при совершенствовании образовательного законодательства представляется необходимым исходить из принципа отказа от его максимизации, стремления урегулировать в нем все аспекты функционирования образовательных учреждений и перехода к минимизации законодательства в сфере образования. Предлагается оставить в законодательстве только те нормы, которые касаются устава образовательного учреждения, особенностей управления ими, уточнить нормы бюджетного законодательства, относящиеся к финансированию образовательных учреждений, а также дополнить нормами, регулирующими получение образования на возмездной основе.
В целом же, по мнению Бориса Рудника, необходимо выработать новый закон Об образовании, где наряду с общей частью будут определяться нормы для всех уровней образования.
В ходе обсуждения высказывалось мнение, что законодательство нужно не обновлять, а заново разрабатывать. Причем при его разработке следует исходить не из принципа максимизации или минимизации, а акцентировать внимание на тех позициях, которые должны регулироваться законодательством.
В то же время, как подчеркнул помощник Председателя Правительства РФ Владимир Филиппов, на сегодня в законодательстве в сфере образования наряду с десятками противоречий положений одних законов положениям других, существует и множество тем, которые охватывает существующее законодательство.
Поэтому, полагает он, в совершенствовании законодательства следует идти по нескольким направлениям: закрывать лакуны, устранять противоречия и решать концептуальные вопросы.
В рамках семинара прозвучало предложение о создании рабочей группы по разработке концепции нового закона об образовании. ГУ-ВШЭ была предложен в качестве площадки для дальнейшего обсуждения.
Подводя итог обсуждению, первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон предложил продолжить обсуждение на следующих семинарах, причем чередовать рассмотрение широких общих вопросов о месте образовательного законодательства в законодательной системе страны с обсуждением насущных проблем. Он также поддержал предложение о создании неформальной рабочей группы, целью деятельности которой была бы аккумуляция предложений по концепции обновления законодательства в сфере образования.
Напомним, что результатом первого семинара по проблеме совершенствования законодательства в сфере образования, прошедшего в ГУ-ВШЭ 25 июня 2004г. стало решение о регулярном проведении семинаров по данной тематике, формировании рабочей группы, подготовке плана ее деятельности и проведении тщательного анализа норм действующего законодательства в сфере образования.